Краткая информация
Станица Старочеркасская находится в 27 км на восток от Ростова-на-Дону. Одна из старейших донских казачьих станиц. С 1644 по 1805 годы — столица донского казачества. С 1970 года, по инициативе М.А. Шолохова, здесь образован Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник.
История
Письменные упоминания о Черкасском городке встречаются с 1593 года, хотя существуют версии об его основании 1570 году запорожскими казаками-черкасами. Городок возник на донском острове. Отсюда и из расположенного в 7 километрах ниже по Дону Монастырского городка начинался знаменитый поход казаков на турецкую крепость Азов, его захват и четырёхлетнее удержание (Азовское сидение 1637-1641 гг). Турки не простили казакам этого: в 1643 году неожиданным ударом Черкасск и Монастырский городок были уничтожены, но уже в 1644 Черкасск был не только отстроен заново, но и укреплён. И в том же году сюда перемещается Главный Стан — Черкасск становится столицей Донского войска. На одном из самых возвышенных мест острова в 1650 году был выстроен деревянный Воскресенский войсковой собор, возле которого располагалась широкая площадь — майдан, где собирались Войсковые Круги для решения насущных задач. Собор был построен по обету, данному казаками во время Азовского сидения.
Настоящим бедствием в жизни Черкасска были пожары, несмотря на очень строгие правила обращения с огнём. Несколько раз городок выгорал почти дотла; после одного из таких пожаров на месте сгоревшего деревянного Воскресенского собора был выстроен первый на Дону каменный девятиглавый храм, дошедший до наших дней почти в первозданном виде. Строительство собора продолжалось с 1706 по 1719 год, большую помощь в его строительстве оказал Пётр I, и по некоторым документам, собственноручно заложил несколько кирпичей в алтарную часть собора. С 1725 по 1730 годы рядом с собором была построена уникальная для юга России 45 метровая шатровая колокольня. До 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом всего Войска Донского.
На торговой площади Черкасска в 1749-1751 годах была построена каменная церковь апостолов Петра и Павла, в которой был крещён будущий герой Отечественной войны 1812 года знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Ещё одна церковь — Преображения Господня, — с начала 17-го века находилась в Ратном урочище, на кладбище Черкасска. Это место было знаменито тем, что отсюда начинались все казачьи походы. Здесь, на Ратном кладбище, служили панихиду по умершим и погибшим на войне, здесь прощались с родителями и отсюда брали горсть донской земли, которую носили на груди с собой на чужбине. Изначально деревянная, в 1740 году Преображенская (Ратная) церковь была вновь возведена в камне.
В Черкасске родился Степан Разин, здесь же, в 1667 году, и началось его восстание. Здесь несколько раз бывал и Емельян Пугачев; здесь, в крепком двухэтажном доме-крепости, невдалеке от церкви Петра и Павла, 7 июля 1708 году был предательски убит предводитель крестьянского восстания Кондратий Булавин. А в 1800 году, на Майдане, в царствование Павла I, на словах испытывавшего «августейшее расположение» к казакам, была устроена показательная казнь Петра и Евграфа Грузиновых, протестовавших против превращения казачьих земель в русскую губернию.
Здесь, в Черкасске, в середине 18-го века, появляется первое сооружение из уникального комплекса, существующего и по сей день — Атаманский дворец Данилы Ефремова. Атаманское подворье включает в себя также Донскую домовую церковь (1756-1761), расположенную напротив дворца, ряд хозяйственных построек и фамильное кладбище Ефремовых. Позже, в 1837 году вдовами-полковницами Ульяной и Евдокией Ефремовыми был основан женский монастырь, куда вошли все здания подворья, кроме дворца. Позже, в 1895 году, на территории подворья для проживания монахинь было построено келейное здание.
По мере присоединения к Российской империи новых земель — её продвижению к Черному морю, Черкасск теряет своё военное значение. Кроме того, являясь живым напоминанием о «смуте» и казачьей вольнице, само название городка раздражает царскую власть. Но официально перенос столицы объяснялся исключительно прозаическими причинами: постоянными наводнениями весной и постоянными пожарами в остальное время. И в 1805 году войсковой атаман Матвей Иванович Платов основывает новую столицу донского казачества — Новочеркасск, несмотря на несогласие большинства казаков... А Черкасск становится Старочеркасском, оставшись в пределах своих самых первых станиц — в пределах того донского острова, на котором и появились его первые постройки...
Достопримечательности
Воскресенский войсковой собор
Каменный девятиглавый храм высотою в 46 метров, выстроенный в стиле украинского барокко, архитектор неизвестен. Интересен факт, что храм был построен во время действия указа Петра I о запрете строительства каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, сам Пётр I содействовал строительству храма в Черкасске, помогая деньгами, утварью, специалистами и, как утверждается, лично приняв символическое участие в строительстве. Собор окружен двухярусной галереей — гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска.
Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19x23 метра содержит в себе 149 икон.
Из необычных деталей привлекают внимание металлические плиты перед алтарём, где находятся отлитые надписи о том, что на этом месте в своё время молились русские императоры и великие князья. А при входе в храм на стене висят массивные кандалы и цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах того человек — войскового атамана Кирилла Яковлева, — который предательски выдал своего крестного сына Степана царскому правительству...
Из Путешествий : С. Харичев. Войсковой собор
Шатровая колокольня
Двухярусная шатровая колокольня имеет высоту 45,8 метра. Состоит из подклета, четверика, восьмерика и шатра, увенчанного крестом. Размер шатра довольно мал по сравнению с предшествующим ему восьмигранным ярусом, но в сочетании с находящимся рядом собором смотрится гармонично, составляя один архитектурный ансамбль. В подклете некоторое время была тюрьма, в которой содержались особо важные преступники. В восьмерике — восьмигранной, самой высокой части колокольни, — в толще стены проходит каменная лестница. А в круглых окошках — «слухах», находящихся в этой части, во время торжеств выставлялись зажженые плошки, создавая праздничную иллюминацию.
В колокольне какое-то время хранился архив Войска Донского.
С высоты колокольни открывается потрясающий вид на окрестности Старочеркасска, но в настоящее время колокольня передана в ведение Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря и доступ туристам в неё закрыт.
Из Путешествий : С. Харичев. Колокольня Войскового собора
Майдан
Это — легендарное место сбора Войскового круга, мемориальный памятник истории казачества. Здесь— принимались решения о походах; здесь начинались «смута» Степана Разина; здесь был избран атаманом Кондратий Булавин. Здесь, 31 августа 1696 года, был произведён первый в России фейерверк в честь победы русского оружия под Азовом. Здесь же, на Майдане, хранятся трофеи знаменитого Азовского осадного сидения 1637-1641 годов — старинные турецкие пушки, чугунная створка крепостных ворот, две калитки и коромысло городских торговых весов.
Преображенская (Ратная) церковь, Ратное кладбище
Второй по древности храм Черкасска. Была возведена на месте сгоревшей деревянной Ильинской церкви, по-видимому, теми же московскми мастерами, что строили и колокольню Воскресенского собора. По одним сведениям, была заложена в 1731 году при атамане Даниле Ефремове, по другим — в 1751 году. Второе название — Ратная, — церковь получила по Ратному урочищу, где издавна собирались казачьи рати перед походами. Церковь несколько раз горела и снова восстанавливалась. Интерьер церкви до наших дней не сохранился. Рядом с уцерковью расположено Ратное кладбище — казачий некрополь, — где похоронены герои Азовского осадного сидения Осип Петров и Наум Васильев, атаман Иван Краснощёков, атаманы 17-18 вв, родители атамана Платова и его брат Пётр и многие герои Отечественной войны 1812 года.
Из Путешествий : С. Харичев. Ратная церковь
Церковь Петра и Павла
Расположена на площади бывшей Прибылянской станицы. Деревянная церковь на этом месте упоминается в грамотах войска Донского ещё в 1692 году. После грандиозного пожара 1744 года, была выстроена в камне очень быстро, за три года — с 1749 по 1751. В строительстве атаману Даниле Ефремову помогла императрица Елизавета Петровна, прислав московского мастера и десять штукатуров и каменщиков. В 1751 году здесь был крещён будущий знаменитый атаман М.И. Платов.
Внутри церкви были росписи и иконостас начала 19 века, но до наших дней они не сохранились.
Атаманское подворье
Расположено на территории бывшей Средней станицы (между Черкасской и Павловской), принадлежало одному из самых богатейших и знатных на Дону фамильных родов — Ефремовым. Назначенный в 1738 году атаманом войска Донского Данила Ефремов скопил несметные богатства. Вместе с мыном Степаном владел лавками в торговых рядах, кабаками, мельницами на Тузлове и Медведице, табунами лошадей, самовольно захватил тысячи десятин общинной земли...
Атаманский дворец был первой постройкой на территории подворья. Первоначально второй этаж был деревянным, но после пожара 1848 года был перестроен в камне. Это был настоящий дворец, наподобие усадебных дворцов московской и петербургской знати. Первоначальный облик его не сохранился в результате многочисленных перестроек. Во дворце 21 комната, а его общая площадь — 1000 кв.м. На его обширной территории сейчас размещена экспозиция Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.
В 1756-1761 годах Ефремовы построили на территории подворья домовую Донскую церковь во имя Донской божьей матери. По преданию, за образец была взята церковь на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где Данила Ефремов был ктитором (старостой). Церковь несколько раз перестраивалась; в 1817 к ней был присторен придел Николая Чудотворца, колокольня была соединена с основной частью храма, и слева, в 1843 году появился ещё один придел — Даниила Столпника. за церковью с восточной стороны находится родовое кладбище Ефремовых.
После размещения на территории подворья монастыря было построено келейной здание; подворье было окружено каменной стеной с единственными в своём роде арочными святыми воротами, визуально связавшими разновремённые постройки внутри подворья в единый архитектурный ансамбль.
Дом Кондратия Булавина
Дом, в котором был убит осажденный домовитыми казаками Кондратий Булавин, стоит несколько особняком и является хорошим образцом казачьей архитектуры домов зажиточных казаков. Это — своеобразный дом-крепость: окна защищены решётками, двери обиты железом; при доме — ни двора, ни хозяйственных построек... В таком доме можно было держать осаду не только при нападении внешних врагов, но и от посягательств мятежных казаков в лихие времена. Является памятником каменной архитектуры первой половины 18 века. В настоящее время к нему пристроена высокая лестница и крыльцо, хотя ранее оба этажа связывала внутренняя лестница.
Дом Жученковых
Памятник жилой архитектуры 18 века. Также, как и дом Кондратия Булавина, представляет собой дом-крепость.Окна — в кованных решётках; причём на первом этаже значительно меньше по размеру окон верхнего этажа и имеют скошенные вовнутрь углы, чем напоминают крепостные бойницы. По сохранившимся фотографиям внутри дома была голландская печь, выложенная цветными изразцами. До настоящего времени печь не сохранилась.
Казачья архитектура
Общий тип казачьего жилища в Старочеркасске — «круглый курень», то есть квадратный дом на высоком фундаменте с четырехскатной крышей, часто двухэтажный с нижним каменным и деревянным верхним этажами; перед входом крыльцо-рундук и сбоку от него наружная лестница на «галдарею», опоясывающую весь дом на уровне второго этажа. Наверху дома жили, а внизу сохраняли хозяйственный инвентарь. У старообрядцев там иногда помещалась моленная.
Но было также много домов особенного типа: квадратные в плане, каменные двухэтажные с чрезвычайно толстыми стенами, а помещения нижнего этажа были с массивными кирпичными сводами. В жилых комнатах большие голландские печи, выложенные узорчатыми кафлями, на окнах снаружи — массивные железные решетки; двери и ставни также железные, кованные; над окнами — выложенные из кирпича украшения в стиле барроко. Крыша высокая четырехскатная, железная. Типичными примерами таких домов являются дом Кондратия Булавина и дом Жученковых.
Монастырское урочище (Кампличка, Каплица)
Казачий городок Монастырский появился здесь в 16 веке и первое упоминание о нём относится к 1593 году. С 1620 по 1637 год являлся Главным Войском — столицей донского казачества. Здесь собирались казачьи Круги, здесь принимали царских послов. Здесь же была и часовня, где проводили богослужения иеромонахи, приходившие в Монастырский городок по просьбе казаков — до середины 17 века штатных священников у донских казаков не было. Здесь, на Кругу, 21 апреля 1637 года, было решено напасть на Азов, а 18 июня Азов пал и удерживался казаками 4 года (Азовское осадное сидение). Так как Московское правительство отказалось принять захваченный Азов под «государеву руку», казаки весной 1642 года покинули город, перебравшись в Монастырский городок. Мстя за Азов, в течении 1644 года турки дважды нападали на городок; весной атака была отбита, а осенью, под покровом ночи атака удалась — Монастырский городок был разрушен, а почти всё его население уничтожено.
Больше казаки там не селились, однако в 1696 году, после взятия Азова, Пётр I велел посторить на месте Монастырского городка укрепление — транжемент, просуществовавший до появления Аннинской крепости, куда и был переведён весь местный гарнизон.
В 1866 году здесь была заложена памятник-часовня Покрова Пресвятой Богородицы, а через год — освящена. Инициатор постройки, священник и историк, о. Григорий Левицкий отмечал, что часовня сооружена по типу той деревянной, которая стояла здесь в 1637 году, когда казаки отправились на штурм Азова.
Ежегодно здесь, в первую субботу перед 1 октября (27 сентября — день окончания Азовского осадного сидения), совершались панихиды. В 1917 году здесь состоялась панихида, на которой присутствовал войсковой атаман Алексей Максимович Каледин и председатель Донского правительства Митрофан Петрович Богаевский.
А затем, после 1917 года, здесь появились новые могилы. Здесь хоронили и растрелянных в Старочеркасской красноармейцев, и погибших белоказаков... А в 1941 году тут были похоронены 11 моряков из экипажа канонерской лодки «Ростов-Дон». А осенью 1942 года здесь была устроены торжества с панихидой и молебном, которые были устроены казаками, сражавшимися на стороне фашистов.
9 мая 1974 года здесь был открыт мемориал воинской славы, а на высокой стеле на берегу Дону выбиты три даты: 1641, 1920, 1941.
В августе 1990 в Монастырском урочище была проведене первая после 1942 года панихида. С тех пор 15 октября ежегодно здесь собираются казаки со всей России, чтобы молитвенно помянуть своих предков. А 11 октября 2005 года здесь была освящена восстановленная часовня во имя Покрова Пресвятой Бородицы...
Крепость Св. Анны
В трёх километрах на северо-восток от Старочеркасской находится единственная сохранившаяся до наших дней земляная крепость св. Анны, строительство которой началось в мае 1730 года по приказу императрицы Анны Иоанновны.
По плану крепость была обнесена земляным валом и состояла из шести фортов, образующих почти правильный шестиугольник, стороны которого имели триста восемнадцать метров в длину. Наименьшая высота валов — 5,5 м; глубина крепостного рва — 3,5 м. Длина крепостных валов по окружности — почти 2 км. Северные, юго-восточные и юго-западные ворота были дополнительно усилены редутами. Внутри крепости находился кирпичный дом коменданта, солдатская слобода, пороховой погреб и Покровская деревянная церковь.
Строительство было завершено к концу 1737 года и крепость была включена в Украинскую оборонительную линию. Крепость играла роль опорной базы в русско-турецкой войне 1735-1739 годов.
Другой важной функцией крепости был контроль за «поведением казаков». Комендант крепости являлся начальством для атаманов войска Донского, с которым они должны были согласовывать свои действия. Примером такого контроля служит история, когда в 1743 г. войсковой атаман Данила Ефремов, посоветовавшись с казачьей старшиной, начал постройку каменных стен вокруг города Черкасска. Разрешения на это у русских властей он не спрашивал, и потому комендант крепости св. Анны тотчас же донёс об этом в Петербург. Военная Коллегия начала дело. Стену разрешили окончить, «но только со стороны турецкой», а «со стороны Российской каменного строения» возводить «накрепко» запретили.
Однако, крепость была довольно сильно удалена от устья Дона и Азовского моря, что нивелировало её военное значение. К тому же, постоянные весенние наводнения и болезни солдат гарнизона, вызванные проживанием в заболоченной местности, приносили дополнительные трудности в её деятельность. И поэтому, после получения по белградскому мирному договору с Турцией права на постройку нового укрепления ниже по Дону, правительство в 1760 году упразднило Аннинскую крепость и перевело её гарнизон в крепость Дмитрия Ростовского.
После упразднения крепости здесь подолжала жить часть торговых людей; здесь же какое-то время была лесная биржа; около крепости при атамане Платове была открыта первая черкасская ярмарка. В 30-х годах 19 века здесь были построены два небольших домика лепрозория, где лечились больные проказой казаки.
Во второй половине 19 века эти строения были ликвидированы, и на бывшей территории крепости расположились огороды жителей станицы Старочеркасской.
Телефоны музея: +7 (86350) 2-97-49, 2-98-62, 2-98-79