Из исследования Н. В. Скринниковой: Историческое и религиозное развитие слободы Ефремово-Степановка. М., 2009. Продолжение.
21 мая 1962 г. был написан рапорт благочинного Тарасенко товарищу В.Т. Политико (уполномоченному по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Ростовской области): «В 3 км от села Ефремово-Степановки находится криница, в которой бьет источник чистой воды. На дне этой криницы когда-то была, как будто бы обнаружена икона. Но кто ее положил неизвестно. С тех пор начал стекаться туда народ. Постепенно наделяя ей святость и целебность. Криницу привели в самый надлежащий вид, вокруг ее выложили камнями. Построили компличку (часовню). Духовенство и народ постепенно начали устраивать моления. Дали название этой криницы «10-я пятница». Это значит, что ее праздник ежегодно бывает в 10-ю пятницу после празднования Пасхи. Эта традиция так вкоренилась, что и до сего года там по 10-м пятницам собирался и собирается много народа. Надо еще добавить то, что около криницы висели и висят до сего дня иконы. Хотя местная власть ведет неустанную борьбу, много раз были сняты иконы, но взамен снятых, ночью кто-то вешает новые. В эти прошедшие 5 лет духовенство там не действует, но народа ежегодно бывает очень много даже до несколько тысяч. Сюда приходят с Каменска, Белой Калитвы, Миллерово и с прилегающих селений. Моление устраивают отдельные проходимцы и святоши, друг друга обливают этой водой, берут с собой в бутылки домой, устраивают обед, больных опускают в криницу и т.д. Особенно все это совершается в 10-ю пятницу, т.е. в день праздника этой криницы. Местная власть уже сейчас обеспокоена приближением 10-ой пятницы, а она будет 6 июля сего года. Они много трудятся над искоренением, но пока безуспешно. По моему мнению, должна принять самое активное участие районная Миллеровская власть. И всю работу надо начинать за несколько дней до 6 июля. Вот тогда будет успех. Со своей стороны я строго предупредил бывших из общины, чтобы они сами не участвовали в молении и другим это говорили. Когда же я начал их просить, чтобы они сказали мне, кто вешает около криницы иконы, то они отказались, что не знают. О чем и ставлю Вас в известность». /Ф4173Оп4Д102/.
25 июня 1962 г. председателю Миллеровского райисполкома тов. Сафонову: «По имеющимся данным в 3 км от сл. Ефремово-Степановка находится родник чистой воды, окруженный зеленью. По легенде церковных шарлатанов в этом роднике в далеком прошлом была обнаружена икона, в связи с чем, это место считается «святым» и к нему ежегодно собираются паломники для обливания друг друга водой. Даже в прошлом году были паломники не только из Вашего района, но из Каменска, Белой Калитвы и др. У этого водоисточника якобы до сих пор имеются неизвестно кем вывешенные иконы. Сбор паломников ежегодно проводится в 10-ю пятницу после Пасхи. В этом году падает на 6 июля, прошу Вас дать указание проверить изложенные данные, и при подтверждении их принять решительные меры к недопущению сбора паломников, а также к ликвидации этого места паломничества путем завала водоисточника или приспособление его под водопой или другие хозяйственные нужды колхоза. О результатах принятых мер прошу Вас сообщить мне». /Ф2Оп1Д211,с.218/
4 июля 1962 г. последовал ответ: «Управляющему советом по делам РПЦ тов. Политико В.Т. Миллировский Исполком сообщает, что в районе хутора Горны Колушкинского сельсовета в 3 км от Ефремово-Степановки действительно находится источник чистой воды, у которого ежегодно проводился сбор паломников в 10-ю пятницу после Пасхи. В целях недопущения сбора паломников у этого источника, были разрушены срубы и были убраны иконы, сам родник захлорирован и завален землей, так как под хозяйственные нужды его приспособить не представляется возможным. Председатель Исполкома Райсовета Сафонов». /Ф2Оп1Д211,с.217/
В сведениях об особо чтимых местах, чудесных иконах и кликушах в благочинных округах отдельных приходах Ростовской области за 1959 г., есть запись о кринице: «В слободе Ефремово-Степановка Криворожского района имеется чтимый источник, в котором в 1860 г. явилась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К этому источнику стекалось много верующих, для которых духовенство служило молебны с водоосвящением, из источника верующие брали воду, считая ее святой. В настоящее время только отдельные почитатели ходят к ней, особенно в день 10-ой пятницы после праздника Пасхи помолиться и набрать воды. В слободе функционирует молитвенный дом». /Ф4173Оп5Д21/
В рапорте уполномоченному РПЦ при Облисполкоме Ростовской области Усанову И.А. благочинный Миллеровского округа Богуславский С.В. пишет: «В сл. Ефремово-Степановка криница в расстоянии от молельного дома 4 км, настоятель Шумейко Павел. С этим источником не весьма в порядке. В этом году было некоторое скопление народа… . Надо отметить, что на указанном источнике имеется православная икона св. прпм. Параскевы. Я дал указание священнику Шумейко забрать ее в молитвенный дом». /Ф4173Оп5Д11/.
В сведениях об источниках водных, почитаемых верующими, как источники «святые» написано следующее: «Источник в слободе Ефремово-Степановка расположен в довольно красивой и живописной местности у подошвы небольших горных возвышенностей, окруженный небольшим лесным массивом и фруктовыми садами. Небольшая местность, где расположен источник, расчищен. Над источником устроен новый деревянный сруб. Население, расположенное вблизи к этому источнику, пользуется его водой кристально чистой и приятной на вкус. По рассказам местных старожилов, существование этого источника относится к незапамятной старине. На что существует много различных мнений и легенд, преимущественно связанные с «чудесными» исцелениями больных от неизлечимых болезней, приходящих к этому источнику с глубокой верой за многие десятки и даже сотни верст от источника. Конечно, местное духовенство при поощрении Епархиального начальства в былое время всячески поддерживало эти религиозные басни в народе, с целью личного обогащения за счет темноты народной. День празднования этого источника приходится на 10-ю пятницу после Пасхи в честь иконы «Всех скорбящих Радость». В этот праздник бывает стечение паломников-богомольцев к этому источнику не менее 2-х – 3-х тыс., но за последние 2 года заметно паломничество ослабевает, так как при этом источнике церковных богослужений не бывает и религиозных чувств верующих подогревать некому, кроме разных кликуш и юродивых, бывающих непременно у этого источника в эти дни. 17 января 1959г». / Ф4173Оп5Д11/.
Каждый день на кринице было много людей, священников, монахов. Местная власть, чтобы не допустить скопление народа, установила на кринице дежурство: комсомольцы и милиционеры не пускали людей к кринице. В 62-м г. на 10-ю пятницу, когда собрались люди у криницы, с Колышек приехали бульдозер и три машины, груженые песком. Сопротивлявшихся людей избили и разогнали, криницу пытались засыпать, но сверху из горы песка бил фонтан (водителя бульдозера потом парализовало). Люди взобрались на горку (криница в низине), плакали и пели. Когда стихло, женщины «ручечками без лопатки все разгребли и почистили колодец» и в пять часов утра все было как прежде. Утром директор колхоза Чирва приехал посмотреть, женщины ему пригрозили, что если еще раз тронут криницу, они пойдут в Москву.
© 2011 Наталия Скринникова, текст
© 2011 Борис Панасюк, фотографии
© 2011 Портал Донские зори, публикация
(Продолжение следует)
Литература.
1. Областное по крестьянским делам присутствие. ГАРО Ф.213Оп.1Д.75
2. Дело о топографической съемке довольствия сл. Степановки и поселка Колушкино и Сергеева, принадлежащие подполковнику Н.С.Ефремову. ГАРО Ф 429 Оп.1 Д.1497
3. ГАРО Ф 429 Оп.1 Д. 1497 л. 18
4. ГАРО Ф 429 Оп.2 Д.8 л. 28
5. Уставная грамота сл. Степановка наследников подполковника Ефремова. ГАРО Ф 213 Оп. 4 Д. 6
6. ГАРО Ф 213 Оп. 1 Д. 281
7. Клировые ведомости. ГАРО Ф 226 Оп. 3 Д. 11271
8. ГАРО Ф 226 Оп. 3 Д. 8117
9. ГАРО Ф.226Оп.2Д.6339
10. Клировые ведомости. ГАРО Ф 226 Оп. 3 Д. 10810
11. ГАРО Ф.226Оп.19Д.311
12. ГАРО Ф.226Оп.3Д.9736
13. ГАРО Ф.4173Оп.4Д.102 Дело о Никольском молельном доме.
14. ГАРО Ф.2Оп.1Д.211
15. ГАРО Ф.4173Оп.5Д.21 Сведения об особо чтимых местах, чудесных иконах и кликушах в благочинных округах, отдельных приходах Ростовской области за 1959 год.
16. ГАРО Ф.4173Оп.5Д.11
17. ГАРО Ф.226Оп.2Д.4880
18. Агафонов А.И. История Донского края (16 – первая половина 19 в. Исторические источники и их изучение). Ростов-на-Дону. Изд. «Приазовский край» 2001.
19. Кугатов К. Исторический очерк, на основе рукописей рода Ефремовых.
20. Корягин С.В. Генеалогия и семейная история Донского казачества. Ефремовы и другие. М. 2002
21. Кириллов А. Старочеркасский женский монастырь Донской епархии. Новочеркасск 1879
22. Шишов А.В. 100 великих казаков. М.: Вече 2007
23. Попов Х. Войсковой атаман войска Донского Данило Ефремович Ефремов. Донской вестник 1867
24. Астапенко М. Донские казачьи атаманы. Исторические очерки-биографии (1550-1920гг.) Ростов-на-Дону. Гефест 2002
25. Римский С.В. Православная церковь и государство в 20 веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. Ростов-на-Дону 1998
26. Савелов Л.М. Донские дворянские роды. Выпуск первый. М. 1902
27. Лосева-Постникова М.М. Исторические записки. Т.60 1957
28. Донской временник. Год 2006-й. Ростов-на-Дону 2005
29. Савельев Е. Крестьянский вопрос на Дону. Исторический очерк. 1917
30. Номикосов С. Статистическое описание области войска Донского. Новочеркасск 1884
31. Памятная книжка области войска Донского на 1914 год. Новочеркасск 1914
32. Донская церковная старина. Выпуск первый. Новочеркасск 1906
33. Донские епархиальные ведомости. 1907, 1909.
34. Малыхин К.Г. История Донского края. М.- Ростов-на-Дону 2006
35. Список населенных мест Области войска Донского по переписи 1873 года. Новочеркасск 1875
36. Алфавитный список населенных мест Области войска Донского. 1915
37. Поселенные итоги переписи 1926 г. по Северо-Кавказскому краю. Изд. Ростов-на-Дону 1929