Дневники путешествий Вход
   Лента путешествий  

 Без приключений
 Зимнее Провалье
 Елань моей мечты
 Жёлтая река
 У подножья белых гор
 Завтра будет весна
 На границах времён
 Хутор Дубовой. Век спустя
 Новые просторы
 Чудесное Мержаново
 Вдоль Кадамовки
 Сквозь ливни
 По донскому займищу
 В Чертково на кулички
 Пляжный отдых в Цимлянске
 Тайна камней Лепетюхина
 Утро на Песковатке
 Белая балка
 Ледяной туман
 Осеннее тепло
 Осенняя рыбалка на Дону
 Река, вода, гора
 По грязи к скалам
 На песчаном перекате
 Жаркий полдень – плоский свет
 Бросок по Левобережью
Майский калейдоскоп
 Весенний марафон
 Воскресный день в Гуково
 Мечта сбывается
 Осень на Калитве
 Снежная поездка
 На двух колесах по тракту
 Прямоликие Криворожья
 Мелеховская. Утро туманное...
 Мелеховская. По станице
 Осень среди скал
 Вечерняя прогулка
 Ночь на Чиру
 Каменная балка
 Мелиховская - Пухляковский
 Вёшенская. Лето-2011
 По берегам Калитвы
 На реке, на Быстрой
 Май у Авиловых гор
 Хутор Ленин
 Кости скифа
 Весенняя лихорадка
 Балка Дубовая
 Хутор Богачев
 Лёгкое дыхание зимы
 Просто на память
 Осень в пойменном лесу
 Грибы Донских степей
 Верхний Попов и Дядин
 Балка Западная
 Степная река Кагальник
 Скалы, гроты и красоты
 На древних просторах Подонья
 Волошинский пруд
 Станица Бессергеневская
 Каменская астроблема
 Золотые Горки
 Парамонов — Степной Кут
 Мелиховский юрт
 Парамонов: образцовая улица
 Верхнедонской район
 Большая Белая Круча
 Вот и зима...
 Зимний лес
 Фотоэкстрим +40
 Атаманское лесничество
 Вячеслав — Парамонов
 По балкам и родникам
 Хутор Донской Государев
 По каналам Левбердона
 К истоку Аксайки
 Туманы реки Калитвы
 Лысогорка в мае
 Мусорный ветер
 Весна Сухого Несветая
 Степь да степь кругом
 Выезд на грани весны
 Три Брата и Шар желаний
 Кагальницкие плавни
 Рыба горячего копчения
 Синий курган
 Рождественские катания
 Городищенская лесная дача
 Жемчужина Северского Донца
 Донбасский коктейль
 Да, скифы мы...
 Остров Куркин
 Галопом по Калитве
 Раздорские склоны. Ч.3
 Раздорские склоны. Ч.2
 Раздорские склоны. Ч.1
 В тоннелях Большого Лога
 Фотоэкстрим
 О камнях и не только... Ч.2
 О камнях и не только... Ч.1
 Тайны горы Городище
 Верхний Дон: от М до М
 Каменный
 Кундрюченский анабазис
 Вброд и вперёд!
 Дорога в никуда
 Морская — Мержаново
 Рыбалка на Верхнем Дону
 Три дня вдоль Тузлова
 На склонах Мержаново
 Фидер за третьей косой
 Затерянный мир
 Большой Камень
 Прогулка по Белому Каньону
 Другая гора Городище
 Донец. Рыбалка в октябре
 За судаком и щукой
 Река Сухая
 Каменное поле - отгадки
 По следам метеорита
 Дикий мир Моря
 Типичные кучугуры
 Гребля и Море
 Владимировский карьер
 Большая Излучина Дона
 Загадки каменного поля
 Дикие камни горы Городище
 Белая Калитва. Две Сестры
 Белая Калитва. Пигарька
 Вдоль Дона на велосипеде
 Ростовский Стоунхендж
 Лучшая осенняя рыбалка
 Аксай. Таможенная застава
 Старочеркасск. Ратная церковь
 Старочеркасск. Колокольня
 В ноябре под Багаевкой. Ч.1
 В ноябре под Багаевкой. Ч.2
 Старочеркасск. Собор
 Ночь на Дону
 В Манычскую за рыбцом
 Вёшенские хождения
 Вёшенская. Часть 3
 Вёшенская. Часть 2.
 Вёшенская. Часть 1.
 Крынка
 Путешествие в Багаевку
 Путешествие в Лысогорку
 Богудония
 Кобякова балка
 Прогулка по Зелёному острову


   По темам  

   Архив  

   Поиск  

   Новый раздел  

Друзья! Почти десять лет мы собираем интересную и редкую информацию о Донском крае и публикуем на страницах этого портала. Это всё — результат труда нашей команды. Нам никто не помогает. Мы никому не нужны — ни Русскому Географическому Обществу, куда неоднократно отсылались наши заявки на гранты, ни бизнесменам, ни высшим учебным заведениям, ни чиновникам.
Наступило время, когда наш портал жизненно необходимо модернизировать. Новая версия должна быть основана на адаптивном дизайне, чтобы нашим читателям было комфортно читать наши материалы на любых устройствах. Необходимо обновить и сердце нашего портала — программную платформу. Наконец, необходимо вручную перенести огромное количество материала — текстов и изображений. Всё это требует материальных вложений. Безусловно, часть работ выполняется нами самостоятельно. Но на чистом энтузиазме это получается катастрофически медленно — время уходит. А портал простаивает — смысла публиковать новые материалы нет, несмотря на распухший редакционный портфель...
Поэтому мы решили обратиться к вам, наши читатели и почитатели, с просьбой помочь любой суммой.

Главный редактор портала «Донские Зори»
Борис Панасюк

 Дневники путешествий по Донскому краю
 
   Новые записи в дневниках  
июл 26

Опубликовал: traveller
26.07.2010 20:12 

Очередная поездка Фоторостова на пленер назревала давно... Стосковавшись по открытому пространству, творческие души рвались на волю, в донские пампасы... И остановить их в таком состоянии было не под силу ничему, даже жаре...

Путь наш лежал в Белую Калитву — один из самых любимых моих уголков Донского края. А цель — научиться не оголтело щёлкать по сторонам, попав в неизвестную доселе красивую обстановку, но научиться осмысленно строить кадр в этих условиях...

Тут необходимо сделать следующее заявление. В данном рассказе будут начисто отсутствовать описания всех замечательных памятников природы, истории и культуры, которые были в программе поездки, зато будет много слов о фотографии, разных фотографических терминов, а также — моих личных суждений. И все фотографии, иллюстрирующие это путешествие (это те фотографии, которые находятся внутри этого рассказа) я не отношу ни коим образом к художественной, творческой фотографии... Это просто мои иллюстрации к рассказу.

И вот мы уже мчимся в машине; вот и поворот на Волгоград, а через полчаса — и Белая Калитва... Немного попетляв по городу, останавливаемся у подвесного мостика через Калитву. Это наш первый пункт — Пигарька или Пигарка.

Собственно, Пигарька — это урочище у подножия Авиловых гор, которое заканчивается недалеко от подвесного моста красивой скалой, уходящей в воду...  Всё сказочно красиво, и мне интересно, кто что снимет. А мне приходится ещё, кроме моих любимых сюжетов, заниматься и фоторепортажем...

Ну, подвесной мостик — благодатный объект... Тросы, светлое дерево настила и относительно тёмная растительность идеально концентрируют взгляд на группе, переходящей мост. Немного мешает серый трансформатор подстанции, но от него уже никуда не деться...

Кстати, все снимки в этом рассказе — без малейшей кадрировки; это полные кадры, в которых из компьютерного вмешательства присутствуют только операции определения точки белого/чёрного и контраста внутри RAW-конвертера. По моему убеждению, это должен делать каждый уважающий своего зрителя фотограф... Поборники «девственного» цифрового кадра, который выкладывают на всеобщее обозрение снимки без вышеназванных коррекций, в моих глазах выглядят просто неучами и не потому, что их можно заподозрить в незнании программ-редакторов, но потому, что они доверяют тупому устройству для замера экспозиции, вмонтированному даже в самую дорогущую цифровую камеру... Эта система почти всегда привирает, и это — не секрет... Ошибка в определении экспозиции, помноженная на природную убогость цифрового кадра — а именно более низкую, по сравнению с плёнкой, фотографическую широту, — приводит к самым разнообразным видам фотографического брака, почти всегда присутствующих на снимках таких «фотографов» — абсолютно белым небесам, жухлым краскам или наоборот — к сплошным чёрным пятнам в тенях и «хорошо зажаренным» цветам... Выход известен — надо наиболее точно замерять экспозицию каждого кадра, используя то, что называется «экспокоррекция», которая, кстати, всегда расположена на всех камерах в режиме постоянной доступности... Ну, а где широты не хватает, на помощь приходят ступенчатые фильтры... Но можно и попытаться подойти творчески к этим всем «дамокловым мечам» фотографов-цифровиков, выкручиваясь посюжетно...

Например, на следующем снимке, чтобы получить проработку всего и вся, пришлось исключить из кадра небо. Попади оно в зону замера,  оно неизбежно бы привело к браку — на системах с сложным и совершенным многозональным замером оно бы было абсолютно белым, а на более простых — в тенях кустов на склоне появились бы сплошные чёрные пятна. Но в кадрах с отражениями в воде есть ещё один нюанс. Нельзя, чтобы в зону экспонометрии попадали протяженные светлые объекты снизу кадра, ведь в процессоре экспонометра этим участкам отводятся довольно высокие веса в формировании общей экспозиции кадра. Выход есть — у нас вокруг много зелени; зелень — великолепный реперный объект — все экспонометры настроены именно на такое количество отраженного света. Теперь предстоит только замерить экспозицию по зелени любым известным фотографу способом и ввести поправки с помощью экспокоррекции... Ну, и не забывать о творческих вещах — я имею в виду композицию и, в конце концов, «литературу» снимка...

Вот такой уголок «Донской Швейцарии» получился...

... Спустившееся с Авиловых гор коровье стадо бодро прошествовало мимо нас, погрузилось в реку и предалось тихим коровьим радостям... Опять же, вот коровы... Ну, можно снять их «в лоб». А можно и попробовать и о коровах сказать, и немного поэтики привнести в эту тему. И всего-то надо взять длиннофокусный объектив (то же, что «уехать» зумом в область самых больших значений), открыть диафрагму побольше, правильно определить экспозицию, точку фокусировки и получится такой вот простенький, но уже с налётом романтики сюжет...  Вся резкость на переднем плане; вся береговая растительность — рогоз, камыш и сусак, — во всей своей зелёной красе... А фоном служит коровье стадо в воде, и степень неконкретности его достаточное, чтобы понять, что это такое, и вместе с тем обратить его в некий элемент фона, цветовые пятна. А композиция в этом случае заставит остановить взгляд на цветах сусака... И вот получается, что какая-та вселенская гармония есть в этом кадре — и коровам явно хорошо, и нежным цветочкам — тоже не плохо...

Одна из коров откололась от коллектива и стала разглядывать прибрежный мусор... Она оказалась в очень хорошей точке пространства — голова её очутилась в месте, куда сходились все профильные линии, образованные объектами пейзажа — линии берега, тополей, скалы... Даже пучок камыша в воде и растения на берегу своими листьями указывали на эту точку. Тут было самое верное — усилить все эти линии применением самого широкого угла (самого маленького фокусного расстояния), неизбежно приблизившись к парнокопытному довольно близко и присев на корточки.  К сожалению, для получения эффектной картинки не хватило естественного контраста — солнце спряталось за облака и коровья холка тонально «прилипла» к прибрежным кустам...

... А тем временем коллектив «Фоторостова» медленно приходил в себя от попадания в неожиданную обстановку и рассредотачивался по окрестностям...

 Выждав некоторое время,  я призвал народ карабкаться по крутому склону к новым точкам съёмки... 

Сверху открывались замечательные виды — на саму Пигарьку, сплошь утопающую в зелени у подножия гор; на Намыв — с его коттеджами и многоэтажками; на дивный участочек у подвесного моста, откуда мы пришли... Каждый снимал своё, осмысленно и вдумчиво, и наблюдать за этим было приятно...

Две вещи меня жутко раздражают в пейзажных снимках — это деление кадра горизонтом пополам и перекосы при съёмке. Этих грубых ошибок нужно всегда избегать... Исключения есть, но почему-то все неучи считают, что вот именно их случай — вот такое исключение... 

Впереди нас ждали ещё несколько вершин, на которые вела довольно узенькая тропинка. В первоначальном замысле в списке был ещё поход к пещерам-выработкам, но я благоразумно отказался от этой затеи — стало припекать, и подъём на очередную вершину дался довольно тяжело...  Наградой был шикарный вид на окрестности и лёгкий ветерок...

... Авиловы горы, на самом деле — относительно невысокие холмы, круто обрывающиеся к Пигарьке, но в своей верхней части представляющие слабо холмистую местность, на которой есть наезженные дороги... Обратно к автобусу мы направились именно так. На пути, на обочине, нам попалось небольшая жердёла с фантастически вкусными созревшими плодами... Который раз для себя отмечаю, как на каменистых склонах вкус ягод и плодов становится насыщеннее...

Постепенно становилось всё жарче и жарче, и вид мальчишек, прыгающих с подвесного моста в Калитву, вызывал откровенную зависть... Мы погрузились в автобус и через пятнадцать минут высыпали на широкий луг, с которого открывался  эффектный вид на Гребенные горы...

Тут потребуется небольшое уточнение, насчёт названия... В Книге Большому Чертежу, в редакции 1627 года, есть фраза «... А против Колитвы, с Крымской стороны, на Донце, Гребенные горы...» Это — историческое название этих гор.  В народе их прозвали Две Сестры, и есть легенда ( и не одна) об этих горах. Кстати, лучшего варианта легенды, чем приведенный читательницей Донских Зорь Ольгой в комментариях к ранее опубликованной статье «Белая Калитва. Две Сестры» я не встречал...

В Белокалитвенском краеведческом музее есть много картин с изображением этих гор, но почти все они содержат именно тот ракурс, который открывается с этого места. Признаюсь, я предполагал здесь совсем краткую остановку — но коллегам, по-видимому, не хотелось возвращаться в нагревшийся автобус...

Но уже просто нестерпимо припекало, и мысль о том, что рядом течёт река не давала покоя... В программе было купание в полукилометре от этого места — рядом с лагерем «Ласточка». Озвучивание этого намерения помогло собрать народ и через пять минут я оторопело смотрел на берег в том месте, где я планировал водные процедуры... Уровень воды был таков, что ни о каких пляжиках, где можно было нормально зайти в воду, мечтать не приходилось... Правда, за высоким забором виднелся насыпной пляж «Ласточки», но попасть туда без предварительной договоренности было нереально — тут всецело была моя вина, я забыл в предпоездочной запарке позвонить...

Не солоно хлебавши, мы отправились обратно, в Калитву... По дороге, по инициативе водителя Саши, мы завернули на то, что встретившиеся местные ребята назвали «пляжем»... Жестоко разочаровавшись, мы поехали вглубь города, на городской пляж...

Да, во всём хороша Белая Калитва, но вот с пляжем тут — проблема... Пятидесятиметровый участок берега, с раздевалками (на которых почему-то висел знак «купаться запрещено») и кафе-шантанами, был битком забит людьми... Тем не менее, терпеть больше мочи не было, и мы дружно полезли в воду...

... Плавая по Донцу уже не первый десяток минут в тщетном желании ощутить озноб, я наткнулся на интересное место, где, по-видимому, на дне били родники... Нырнув, я на минуту попал в воду райской температуры... Сообщив о своей находке коллегам, я начал протискиваться между посторонних флотирующих тел к берегу, выходить на который не хотелось... Повторив процедуру несколько раз, мы занялись обедом в теньке у нашего автобуса...

... Но пора и в дорогу... Мы проехали через город и выехали на трассу вдоль Донца... Постоянно встречающиеся на пути в прибрежных зарослях подходы к воде будили желание, но, стиснув зубы, мы смотрели только вперёд, где за каждым новым поворотом открывались виды на недоеденные многочисленными старыми карьерами скалистые склоны...

Вот и Сарвилинская гора... Мы оставили автобус в тени и полезли на крутой южный склон...

По дороге я встретил несколько удивительных  камней, вернее — включений в них,  но об этом — в следующий раз; главное — вид, открывающийся с вершины.. Здесь Донец делает петлю — за поворотом в глубине балки — хутор Дядин, наш следующий пункт программы... А сама река здесь очень красива... Даже в отсутствие солнца, которое опять неожиданно спряталось за облаками...

Я нашёл для себя несколько сюжетов, мысленно отметив, что это лучшее, что удалось снять за сегодня... Коллеги тоже времени зря не теряли — несмотря на усталость, жару и крутой подъём, было заметно, что им здесь нравится...

На самой вершине, у огромного камня, мне встретились кучи стеклянных пузырьков, содержащих побуревшие остатки каких-то просроченных лекарств... Вспомнились кадры из «Сталкера», когда камера медленно проплывает над залитым водой полом, где на дне лежат все пороки цивилизации — оружие, шприцы...

Огромная каменная глыба, возвышающаяся на вершине горы, звала залезть на себя, но тут я трезво оценил свои возможности и степень усталости, чтобы не омрачить поездку какой-нибудь травмой... Надо сказать, что температура, несмотря на отсутствие солнца, была уже явно около сорока градусов — по крайней мере, на этих каменных склонах...

... Я заметил красное пятно на ближайшем пригорке и отправился туда... Здесь господствовала эфедра... Это ядовитое растение, однако, ягоды съедобны и приятны на вкус. Ягоды — на самом деле не ягоды; их называют правильно шишкоягодой, их обожают птицы (не спрашивайте, как я это заметил). Оно относится к голосеменным растениям — как сосна, елка, кипарис и можжевельник. Не буду рассказывать, что в медицине это растение применяется уже пять тысяч лет, почему называется «кузьмичёвой травой» и что от лекарства для похудания на его основе в Штатах помёрло, как предполагают, две сотни человек, что привело к полному запрещению подобных препаратов...

... И опять мы залазим в душный автобус, чтобы через десять минут остановиться и замереть в восхищении от открывшегося вида...

Окружающий пейзаж очень красив — ритмические узоры балки, полуразрушенный Свято-Троицкий храм, типично хуторское беспорядочное расположние строений, длинная скала с востока — всё это заставляет нас надолго остановится на пригорке...

И вот мы у храма... Я честно признаюсь — я давно не видел так много интересного и своеобразного, как здесь...

Мы разбредаемся по окрестностям... Меня поражает изобилие всяческих колючек вокруг; они окаймляют дороги и образуют целые рощи, скрывая в своих зарослях руины домов... Какое-то ощущение, созвучное одиночеству в толпе...

Чтобы отвлечься от печальных мыслей, начинаю «охотиться» за коллегами. Правда, подобраться бесшумно не всегда удаётся — тут я сам попался в перекрестье видоискателя «жертвы»...

В циклопических зарослях лебеды, полыни и татарника пасутся симпатичные телята, очень смущающиеся объектива камеры...

Почёсывание за ухом, поглаживание лобика и отгон мух от глаз расположили ко мне одного из телят, который согласился на портретную съёмку... Правда, в следующий момент линза моего объектива была облизана шершавым языком (немного спасла бленда) и я выбыл из строя...

Опять из-за туч выползло солнце и устроило вообще какое-то пекло... Ближайший колодец был закрыт на замок, но мы быстро раздобыли ключ у женщины, дежурившей в храме и начали плескаться на пригорочке... Вода была по вкусу не очень, по словам женщины — «земляная», но всё же вода...

Последний на сегодня кадр — храм,  освещённый солнцем, — и мы опять в автобусе... Теперь наша цель опять Гребенные горы — Две Сестры, но теперь уже в непосредственном контакте...

Небольшая остановка на автовокзале Белой Калитвы для закупки сигарет, воды и мороженого несколько расслабила народ, и когда мы прибыли на место, часть коллектива осталась наслаждаться видом с соседнего холма, далеко не отходя от автобуса...

 А мы... Честно признаюсь, силы были на исходе, жара продолжала угнетать, но мысль о том, что я был рядом и не побывал на одном из гребней Сестёр показалась мне кощунственной... Поверьте, того заряда, что получаешь там, на голубовато-серых известняковых плитах, хватает надолго! Без всякой мистики...

И вот мы на гребне, на самой высокой точке... На горизонте — Белая Калитва...  Захватывающе красивый вид довольно трудно передать на фотографии. На этом снимке я всё-таки выстроил из реки и склонов перекликающиеся диагонали, но подгуляли светлые камни в правом углу, напрочь не нужные на этом кадре... Если бы соседняя гряда была подсвечена солнцем, то снимок был бы намного лучше...

В другую сторону, к Сокольим горам,  мне пришёл в голову такой кадр...

Ну, а следующий кадр, хоть и несущий некоторое настроение, с точки зрения композиции вообще рассыпался на составные части...

 

... Пора было возвращаться к автобусу, белой точкой виднеющемуся на соседнем холме...

Возвращаться обратно я решил другой дорогой... По довольно крутому склону Сестры я спустился вниз, с трудом преодолел заросли шиповника и тёрна в небольшой промоине на дне и искупался в душистом разнотравье соседнего склона...

А на вершине соседнего склона была довольно приличная дорога, по которой я вскоре дошёл до автобуса...  Программа была выполнена почти на 100 процентов, не взирая на жару... Как я понял, коллеги остались довольны поездкой. Остался доволен и я — и поездкой, и коллективом...

Ну, а творческие отчёты участников поездки вы можете посмотреть в галерее Фоторостова, которая так и называется — Фотоэкстрим +40

Copyright © 2010 Борис Панасюк

Tags:

пока 3 комментариев...

Re : Фотоэкстрим +40

Боря, замечательный фотоотчет! Уживительно насыщенная поездка вышла. Когда были, кстати? Слишком какое-то все зеленое, не выгоревшее еще.
Из личных наблюдений - попасть в экспозицию и одновременно не выпасть из ограничений фотошироты цифроматрицы телевиком гораздо проще. Как правило, перепад яркостей в поле кадра получается небольшой.
з.ы
Тебя сильно раздражают перекосы на моих кадрах?

eyno в   08.08.2010 7:48

Re : eyno

Насчёт з.ы.: нет, совершенно. Понимаешь, перекос в пейзаже в большинстве своём — признак лености: человек или не прочитал самой популярной книжки по фотографии, или прочитал, но ленится это поправлять, не уважая своего зрителя, считая его безграмотным. Ну, есть совсем фатальные случаи «гениев от сохи» — почему-то они все считают себя Ломоносовыми, не обладая ни каплей его таланта, трудолюбия и жажды познания...
Перекосы в тових кадрах, наоборот — приём — я имею ввиду снимки твоих сотоварищей в процессе ловли рыбы... Там это должно применяться, придавая дополнительную динамику снимку. И об этом, опять же, написано в самых простецких книжках по фотографии... Есть и пейзажи, в которых можно применить этот приём, но это надо на конкретных примерах...

Да, у телевика есть много плюсов, но есть и жёсткие вещи, именно — глубина резкости и «шевелёнка»... Причём, Андрей, народ, который находит наглость «преподавать» в местных фотошколах (исключение — только Школа художественной фотографии, где преподаёт Карп Григорьевич Пашиньян) — так вот, они не знают о том, что одна из самых сильных особенностей телевиков — «сжимать» пространство, то есть притягивать планы... Это мощное изобразительное свойство телеобъектива ты используешь часто...

Сейчас я снимаю своим любимым «широким углом», который люблю с детства — и мечтаю о сверхшироких углах... Но... ты прав, мои сомнения теперь в методе — именно цифровой съёмке... Нужно взять хорошую плёночную камеру с объективом от 16 до 20 мм... И вернуться к ручной печати чб и приготовиться к отсылке цвета на печать в московский Фотопроект...

Были больше месяца назад...

traveller в   11.08.2010 23:15

Re : Фотоэкстрим +40

Да, я "перекосы" именно для динамики и задействую, как правило.
А вот для меня ширики - темный лес. Фотография - она же сродни скульптуре, главное - отсечь лишнее. С шириком это подсилу далеко не многим, и я не вхожу в их число, увы.

eyno в   18.08.2010 19:46

Ваше имя:
Ваш e-mail:
(Не обязательно) e-mail используется только для показа Gravatar.
Заголовок:
Комментарий:
Код безопасности
Введите код, который вы видите, в нижнее поле
Добавить комментарий   Отмена 

Реклама:
Дневники путешествий