... Давно стремился попасть в Вёшки, и вот — подвернулся случай, интересный проект, вообщем, поначалу все вроде-бы складывалось...
Проблемы начались, когда я стащил всю фотоаппаратуру в кучу... В кофр это однозначно не лезло, но расстаться с чем-либо было невозможно...
Ну, посудите сами:
1) Цифра + 2 акк + 3 карточки (суммарно 1,28 Гб) + зарядка - но это по весу в зачет не шло;
2) Зенит-TTL (ого-го! — с олимпийской символикой) с моноклем и цветной Fuji внутри;
3) Киев-88 с полным парком оптики — Вега-28, Мир-26, Калейнар-3 (лапочка), Юпитер-36 (убивец), Волна-3;
4) Сменные касетты для Киева (3 шт)
4) Штатив среднего калибра;
5) Фуськи (светофильтры, экспонометр, тряпочки, бленды, прищепки, фонарик, инструментальный трансформер и пр.).
Срочно был куплен рюкзак соответствующего объема, моего любимого серого цвета, с твердым дном. Аппаратура уложилась в него под завязку и первая попытка поднять рюк одной рукой успехом не увенчалась... Немного потренировавшись, я все-таки водрузил его на свои плечи и прошелся вниз-вверх по лестнице в офисе. Результат впечатлил, и я, прийдя в сознание, твердо решил бросать курить...
... Тем временем поступали вести от заказчика, одна веселей другой... Обещанная машина расстаяла, как сон; Внук, который должен был ориентировать меня на местности и давать разрешение на съемку в музее, был где-то в командировке...
Несмотря на это веселости, сулящие радостные перспективы, я взял билет и в означенное время (21:00) уже сидел в Икарусе и подозрительно поглядывал на толпу, стоящую у входной двери. Нетрудно было сообразить, что если пятница, вечер, то многие студенты хотят съездить домой, в область... Сердобольный водитель просто не в силах был кому-либо отказать, и когда в проходе автобуса уже началось скрежетание сдавливаемых скелетов, тронул свой Боинг-747 (я оцениваю по вместимости) в 8-часовой путь на север.
... За запотевшим окном автобуса с каждым километром дороги исчезала цивилизация... Фантастически красивый ночной Северский Донец блеснул за окном — мое сердце ёкнуло: неужели где-то рядом автостанция и у меня будет минут 10 снять это чудо — но тщетно, автобус покатил куда-то перпендикулярно моим надеждам и остановился в совершенно неприглядном месте...
Далее — Миллерово, после которого мы свернули в сторону от M-4 и стали наблюдать какие-то лунные пейзажи вокруг. Небо немного расчистилось от облаков и вид был просто потрясающий... Но, сквозь наступающую дрему, я все-таки заметил, что постепенно облака становились все гуще и гуще, и, когда слева промелькнул огромный орел на вершине холма, по стеклам автобуса потянулись водяные змейки. Мне везло по полной программе...
В 5 утра я вывалился из автобуса в Вёшенской и, купив обратные билеты, поскакал куда-то в темноту, но уже через сотню метров озадачился тройной развилкой дороги. Вправо пошел, вспоминая русские сказки, и через другую сотню метров попал уж совсем в какие-то циклопические межзаборья... Впереди кто-то спотыкался в темноте, и через пару минут из темноты вышла молодая женщина. Вид чувака с рюкзаком и чем-то метровым в чехле ее не удивил и не испугал... Поздоровавшись, я поинтересовался, где тут цивилизация и оказалось, что я проскочил улицу, ведущую к искомой гостинице. Я повернул обратно, нашел улицу и, на всякий случай здороваясь со всеми объектами, передвигавшейся по ней в полной темноте, бодро зажевал сникерс. Это придало настроения, и я, окончательно осмелев, задал вопрос очередной темной фигуре. Оказалось, что все начинается там, где виднелся некий источник освещения... Через 10 минут я уже смотрел на здание двухэтажной гостиницы и прикидывал, а стоит ли заморачиваться на всякие оформления и расслабления...
Было решено идти в пески, к дубу-великану: я жаждал песчаных дюн, потрясающих пейзажей и много-много моего любимого песка... После абсолютно неинтересных блужданий по станице, я наконец оказался у стадиона и бодро рванул по тропинке среди каких-то огромных сосен. Первая попытка не удалась — я уткнулся в забор размером подстать подмосковным. Взяв ровно 90 градусов вправо, я вышел на просеку и пошел по ней, увязая в песке.
Немного начало светать, и я смог разглядеть слева от дороги «копейку», по самые фары ушедшую в песок. Снимать эту драматическую картину было все еще нельзя — экспонометр показывал что-то около 8 секунд при полной дырке — и я пошел дальше. Да, идти по песку с такой поклажей было нелегко...
Понравились мне смотровые площадки маршрута — где-нибудь на сосне, на высоте метров трех прибита гвоздями синяя табличка типа: «Смотровая площадка Лес 1908 года». Я устроил привал, попинал шишки, побродил меж огромных сосен, полюбовался на мухоморы. Светало, но, по большому счету, светлее не становилось...
Я перешел некую асфальтированную трассу и оказался среди очень симпатичного пейзажика. Экспонометр показывал, что заветная 30-ка достигнута, и я достал Зенит с моноклем (там была заряжена 200 Superia). Сбросив рюкзак, я установил штатив и снял свой первый кадр — откуда я пришел.. На горизонте виден пресловутый Лес 1908 года.
Вокруг была благодать: краски просто радовали...
Внимание привлекли колоски, очень интересно как-бы светившиеся на на темнозеленом фоне... Кстати, это самые любопытные объекты - они придавали пейзажу какое-то настроение своими светлыми свечечками. Все... Съемка началась...
... Вообщем, дальше снимать уже было хоть как-то возможно и я, для разгона, занялся интересненьким пейзажиком:
Вообщем, склон дюны, а на заднем плане, на фоне елей, симпатичная березка. Одно тревожило — соотношение яркостей неба и собственно объектов съемки. Гистограмма показала значительный пересвет неба над елками, а замеры экспонометром — что ситуация печальная. Но уж очень симпатично смотрелась и березка, и пресловутые колоски, и такая приятная подводящая линия склона. Было снято на Nikon, но мыло цифры не смогло передать того очарования... На штатив был водружен 88 с бережно установленным Калейнаром (лапочкой) и я, затаив дыхание, взжужжал затвором.
Отдышавшись, я понял, что упорол: резкость я наводил по колоскам при съемке на полную дырку (т.е. 2.8). Ругая себя за поспешность, все-таки решил не переснимать. И правильно. Вот что получилось:
1) В резкости — всего несколько колосков:(((
2) Блик сверху — понятно, почему:((
Собрал все (однако Киев откручивать со штатива не стал) и пошел дальше по колее...
Начинался очень интересный пейзаж: деревья отступили, и на первый план выдвинулись довольно приличные дюны. Синяя табличка на ели гласила: "Смотровая площадка №... Природное закрепление песков".
Это природное закрепление выглядело симпатично, фотогенично, но выбор ракурса потребовал столько подьемов-спусков, что я, откровенно говоря, подзадолбался...
Жутко не хватало компаньона для "оживления пейзажа" — нет, не обнаженной длинноногой красотки, но просто человеческой фигуры — тогда и сейчас мне кажется, что в любая человеческая фигура в верхней трети снимка наполнила бы пейзаж смыслом, причем, сразу же в голове пронеслись совершенно разные смысловые композиции. Нет, весной точно надо ехать сюда не одному. Оставлю это снимок этюдом и буду о нем помнить.
Вдруг справа из-за дюны вывалилась какая-то огромная собачатина.
Я среагировал мгновенно - выхватил из рюкзака Ю-36 (убивца), отстегнул Калейнар (лапочку) и начал попадать в байонет трясущимися руками. Собачатина, глядючи на мои дерганья, перепугалась не на шутку, и стебанула по прогалинам куда-то в сторону... Я засунул непокорный Ю-36 (убивец) в рюкзак и налегке поскакал по дюнам с Никоном наперевес. Осознание того, что эта псина — скорее всего волчара — пришло потом, а тогда удивляться размерам и масти не было времени. Выскочив на самую высокую, на мой взгляд, точку, я начал уже непосредственно через видоискатель вычислять объект. И точно, в ближайшем цирке мелькнуло что-то серое. Я сделал кадр, другой...
Как оказалось через несколько минут, я так-таки и не поймал момент... долбанная инерционность...
Любуйтесь, господа, пейзажиком — там, за желтыми березками, на этом снимке, пробегает большая серая пся... Ничего, что ее не видно — а то бы вы испугались... Самое главное, что вы знаете, что она —там...
... Возвращаясь к брошенному рюкзаку с аппаратурой, я вдруг увидел справа, на границе леса и дюн интересную картинку. Просто старая береза. По какой-то причине дерево упало, причем очень недавно - листья были еще живые... Но вид на фоне темного леса был просто потрясающий — белые ветви напоминали кости... "Кости старой березы" — это название само просилось...
Сейчас, конечно, я кусаю локти — зря поспешил, снял Никоном, а ведь мог вернуться к рюкзаку, взять 88-й, накрутить Волну, с ее потрясающей деталировкой, и снять этот сюжет на средний формат... Стыдно признаваться - просто поленился... Конечно, для самооправдания аргументов было достаточно — бессонная ночь, тяжелый рюкзак, песок — но раз сюжет виден и нравится — надо работать по полной...
Вообщем, вернувшись к аппаратуре, я снял пейзаж, по которому мне предстояло пройти — дуба пока видно не было, да и где он конкретно — я не знал. Знал, что мне надо пройти 4800 метров, а потом искать:)) Внятной карты не было тоже — карты Вёшек мной обнаружено не было, все, что было в моем распоряжении —двухверстка и план, нарисованный от руки...
Когда я уже основательно поддостался увязать в песке, дорога неожиданно нырнула вниз и справа, среди деревьев, я увидел подернутую ряской поверхность. Хотя моя сущность не пропускает ни одной лужи на пути, тут было настолько темно, что думать о съемке не на полную дырку было смешно — я думаю, что экспозиция при 8-ке была бы примерно несколько секунд... Но это явно был один из реперных объектов на плане — Ручей... Я приоободрился, и выйдя на светлое место, в очередной раз сделал снимок — очень здорово выглядели неожиданные березки впереди.
Уложив свой путь в диагональную композицию и обеспечив передний план кустиком я получил очередную фиксацию, но не более того... Вот что-то не лезло в голову — или непривычные сочетания объектов, или отсутствие теней, или просто усталость — но для души снимков еще не было не одного...
Подойдя поближе, я поснимал березки и направился было дальше, но что-то в ста метрах слева привлекло мое внимание. Это была синяя табличка рядом с действительно огромным дубом.
Был достан и установлен на штатив Киев с Волной — опять слишком сильный пересвет неба по экспонометрии — но этот кадр был нужен. Сделав около 4 замеров — небо над, крона, ствол, фон — я понял, что даже оптимальная экспозиция потребует нереального в ростовских условиях контроля на процессом проявки пленки. Снял так, чтобы в кадр не попадало небо. Общий же план снял цифрой, чтобы пересвет входил хотя бы во девятую зону (по Гонту). Очень большое беспокойство вызывали тени... Но получилось нормально, хотя в другую погоду снимок мог быть гораздо эффектней... При рассмотрении этих снимков в формате видна разница в пластике снимка, не говоря уже о детализации...
Поснимал вокруг, побродил; не удержался, чтобы не снять штамп: совсем небольшой росток сосны на размытом плане дуба.
А дальше... Дальше можно было поснимать уже в свободном режиме...
Отсняв обязательную программу (снимки опубликовать не могу — обязательства...), пошел вправо — на двухверстке за зеленой зоной леса явственно проглядывали песчаные пустоши. Дальше все получилось само собой. Как коренной житель степей, я не мог пропустить ни одного необычного для нашей природы лесного закоулочка — и везде сотни, тысячи грибов (правда, в основном мухоморов:) — я прыгал с дюны на дюну, делал привалы (точнее, присесты) в ендовах (такие углубления, в это время года — сухие, но очень живописные — густо заросшие папоротником, мхами); короче — через несколько часов я понял, что дальше идти уже нет смысла — или, наоборот, еще немного и обратно идти смысла не будет — не дойду %/
Путь назад был тяжел — все равно я не мог пройти мимо интересного сюжета, не сняв... Хотя, признаться, 80-90% снимков не очень вписывались в мои фотографические пристрастия... Но я снимал и на ч/б, и моноклем, и цифрой —короче, когда я пришел в Вёшки и устроился в гостинице оказалось, что половина запаса кадров уже ушла... Произвел ревизию отснятых цифровых снимков — удалил технический брак, попил кофе растворимого, поел — и отправился бродить по Вешенской...
Copyright © 2008 Борис Панасюк