Я не знаю, чем конкретно привлекла моё внимание эта картина. Спокойное озеро, дорога, ведущая к нему, поросший степной травой холм... И камни, выстроившиеся ровными рядами на склоне. Вероятно, именно за них уцепился мозг, помнивший недавно прокатившуюся в СМИ волну баек о «донских менгирах» — больших камнях, установленных якобы древними цивилизациями. Правда эти мегалиты оказались лишь остатками заборов исчезнувших хуторов, но надежда найти что-то таинственное теплилась в моей душе. Именно поэтому я прервал экскурсию в Гуковском музее шахтёрского труда, обратив внимание экскурсовода на картину местного художника П. В. Грибинюка под названием «Камни Лепетюхина».
Оказалось, что на картине изображено очень популярное в Гуково место, которое все незатейливо называют «Водокачкой». Берег пруда, укрытый тенью деревьев от городской суеты, располагает к отдыху и рыбалке, чем активно пользуются местные жители.
И там, действительно, находятся холмы с вертикально стоящими камнями, которым отдельные люди приписывают магические свойства и считают эти возвышенности «местом силы».
Экскурсовод с уверенностью добавила, что камни имеют вполне прозаическое происхождение, волшебными свойствами не обладают, но более подробную информацию дать не захотела и посоветовала обратиться к Александру Владимировичу Лепетюхину, который, судя по фамилии, имеет какое-то отношение к этим «мегалитам». Влекомый надеждой найти что-то таинственное и ещё неизвестное, я загорелся идеей познакомится с этим человеком.
Прошёл год прежде, чем я снова оказался в Гуково. В этот раз основной целью поездки были именно загадочные камни. С Александром Владимировичем мы встретились в примечательном месте города — рядом с памятником паровозу. Ведь Гуково ведёт свою историю от станции Ковалёвка на построенной в 1878 году железной дороге Лихая-Дебальцево. Лишь в 1904 году город получил своё нынешнее название по фамилии казачьего сотника, которому когда-то принадлежали эти земли.
Не откладывая в долгий ящик, мы с Александром Владимировичем отправились смотреть на «курганы». Здесь-то я и узнал историю возникновения холмов с камнями что называется из первых уст. Всё оказалось даже банальнее, чем я думал.
В 1992 году Александр Лепетюхин зарегистрировал Автономную некоммерческую организацию Экологический центр «Оазис», которая была призвана заниматься отдыхом и экологическим воспитанием гуковчан. Местом дислокации предприятия был выбран небольшой ставок на окраине города, куда ещё не добралась тень цивилизации.
Заложили этот пруд в годы создания здесь железной дороги. Именно из него бралась вода для заправки паровозов на станции. В те времена водоём питался большим количеством родников, но сейчас почти все они пересохли, передав свою функцию по наполнению пруда непостоянным дождям. Благодаря первоначальному назначению ставка гуковчане между собой называют это место Водокачкой. Ещё года три назад оно оправдывало своё название — из пруда бралась вода для нужд города. В начале 90-х годов Александр Владимирович решил обустроить территорию и создать здесь парковую зону. Были поставлены беседки, проложены дорожки, в пруд запустили рыбу и занялись её разведением. Существовала программа по знакомству школьников с природой родного края.
В те годы, благоустраивая окрестности пруда, Александр Лепетюхин решил создать небольшую композицию, которая служила бы своеобразными воротами в парк. Поскольку донские степи тесно связаны с курганами, то за основу была взята именно эта идея. Привезли землю, насыпали три небольших холмика, а на их склоны установили куски песчаника, призванные символизировать каменные сооружения жителей древних степей.
Так на берегу пруда появились конструкции, которые сразу же приглянусь гуковчанам своей завораживающей красотой. А к хорошему быстро привыкаешь и начинаешь воспринимать его как должное. Вот и сейчас, по прошествии почти двух десятков лет, история возникновения этих «курганов» потерялась в суете повседневной жизни. В город приезжают жить новые люди, подрастает молодое поколение, незнакомое с прежним видом пруда, на водоёме отдыхают гости гуковчан со всей России.
Так и появилась легенда о древнем происхождении камней Лепетюхина, о таинственной силе курганов на берегу Водокачки. К сожалению, в очередной раз не удалось прикоснуться к настоящему мегалиту и почувствовать энергетику древних цивилизаций.
Однако любителю истории, приехавшему в это место на поиски древностей, не стоит сожалеть о потраченном впустую времени. На берегу пруда притаилось ещё одно, на этот раз самое настоящее, историческое сооружение. Это небольшой домик, в котором уже несколько поколений живут родственники Александра Лепетюхина. Часть здания занимает та самая водокачка, в честь которой вся местность получила своё название.
Александр Владимирович вплотную занимался изучением истории этого дома. Были подняты документы из московских архивов, конструкцию здания сравнили с другими сооружениями. Выяснилось, что построили этот дом в годы основания железнодорожной станции Ковалёвка. С самого начала здесь располагалась насосная, подававшая воду из пруда на заправку паровозов, а затем на хозяйственные нужды города. С тех пор здание не перестраивалось, сохранились даже оригинальные стропила.
Рядом с домом находится небольшой бассейн, куда вода из пруда попадает самотёком, а затем уже насосом подаётся в трубопровод.
Сейчас забор воды прекратили и не известно, будут ли восстанавливать. Несмотря на историческую значимость этого дома, он не охраняется государством и официального статуса памятника, к сожалению, не имеет. А значит, здание в любой момент может быть перестроено или снесено. В том числе и самим государством.
Гуковские чиновники уже показали, на что они способны. Прямо на входе в зону отдыха, у насыпей, изображающих курганы, они организовали площадку для сбора мусора. Дело правильное и благородное, если бы мусор вывозился вовремя, а сама площадка содержалась в должном порядке. Но в российской действительности мы имеем кучу гниющих отходов, живописно расположившихся перед входом на место отдыха многих гуковчан.
Когда мусора собирается слишком много, сюда пригоняют трактор-погрузчик, который поднимает отходы в тележку, используя в качества упора один из «курганов», построенных некогда Александром Лепетюхиным на общее благо горожан.
Один из тех самых курганов, который изображён на картине местного художника П. Грибинюка, висящей в одном из залов музея шахтёрского труда г. Гуково.
Copyright © 2013 Алексей Слюсаренко