В этот раз нас было двое: я и Станислав. Встреча была назначена на 9 часов утра 29 мая на старом автовокзале Ростова, но оба пришли несколько раньше и коротали время за разговорами. Удивительно, но автобус Ростов-Гуково подъехал, наверное, за полчаса до отправки по расписанию. Я счел это благоприятным знаком и, как показали дальнейшие события, не ошибся...
Поездка ожидалась интересной по двум причинам. Во-первых, на достаточно коротком маршруте были сконцентрированы очень интересные объекты, которые мы планировали посмотреть. Во-вторых, дорога была нам совершенно неизвестна — в интернете удалось раскопать более-менее цельную информацию только по конечному пункту маршрута — водопадам в карьере возле поселка Углеродовский, за что огромное спасибо порталу «Донские зори».
Смущало меня только одно — наш маршрут местами проходил в двух километрах от русско-украинской границы, и я боялся проблем с пограничниками. Обсудив эту тему со Станиславом, мы пришли к выводу, что в случае возникновения проблем будем косить под д'билов... На этом и успокоились.
Автобус за два с половиной часа доставил нас в Гуково. Здесь рядом с автовокзалом мы сели на маршрутку №2 и доехали до остановки «Северный». Отсюда плакаты на стенах домов привели нас к бывшему детскому садику, ныне занимаемому музеем шахтерского труда. Его планировалось посетить в самом начале нашего маршрута.
Музей огромен. Множество залов, в которых очень легко заблудиться без экскурсовода (сказывается первоначальное предназначение здания). Конечно, большая часть экспозиции посвящена шахтерам, шахтам и городу Гуково, но так же есть не менее интересные залы на «отвлеченные» темы. В музее нас приняли очень радушно. Кстати, у музея есть сайт. Здесь можно узнать краткую историю создания этого учреждения и получить представление о его работе. Описывать музейные экспозиции дело неблагодарное — нужно приехать и самому посмотреть. Скажу только, что коллекция экспонатов очень большая, и каждый найдет в ней для себя что-то интересное.
Покинув музей, мы вернулись к остановке маршрутки, перешли на другую сторону дороги и направились прямо к прудам в парковой зоне города. Удивительно, но буквально в нескольких метрах от многоэтажек здесь скрывается тихий уголок природы. На берегу небольшого прудика мы наскоро перекусили, с тревогой наблюдая за ползающими по небу свинцовыми тучами.
Как только наш привал закончился, тут же пошел ливень, самый настоящий... Вода падала сплошной стеной и буквально в нескольких метрах уже не возможно было что-то различить. Пробираясь по мгновенно размокшей дороге, мы направлялись вдоль реки Нижнее Провалье. Очень скоро случилось то, чего я пытался избежать, изучая предстоящий маршрут по спутниковым снимкам. Мы вышли на небольшой мыс у одного из прудов. Впереди вода, справа и слева тоже вода. Надо возвращаться и обходить. Решаем напрямую штурмовать балку справа от нас. Сверху льет дождь, мы идем по пояс в мокрой траве — о сухой одежде можно забыть совсем. Переходим небольшой ручей на дне балки, поднимаемся на другой склон и упираемся в огороды дачных участков. Начинаем искать проход между ними. Это удается сделать лишь через некоторое время. Дальше наш маршрут идет по улице дачного поселка, где мы, мягко говоря, вызываем удивление местных жителей — два персонажа в камуфляже с рюкзаками прут куда-то под ливнем — такое здесь не часто видят. Миновав дачи, идем прямо по лугу, все время держа по левую сторону полосу реки. В поселке Верхняя Ковалевка переходим мост и выходим на грунтовую дорогу, по которой нам предстоит идти до самого Аникина. К этому моменту ливень уже закончился.
Через некоторое время я вдруг понимаю, что земля под нами стала совершенно сухой — здесь дождя не было уже давно. Сперва дорогу окружают только поля. Какие-то засеяны пшеницей, какие-то просто заброшены. И вот на обочине дороги издали замечаем щит с сообщением о том, что мы входим на территорию памятника природы Провальская степь. Над щитом явно кто-то издевался — на нем виднеются следы от заряда дроби.
Признаюсь, только сейчас я увидел красоту степи. Первый раз в жизни. До этого было много цветущих лугов и полей, но все это не то. Ничто не сравнится с ковыльной степью, морем переливающейся вокруг.
А вот и поселок Аникин встречает нас полуразвалившейся фермой советских времен. Указателя конца Провальской степи, кстати, мы так и не увидели. Здесь обнаруживаем красивую скальную стену, заслуживающую того, чтобы свернуть с дороги и пройти под ней вдоль от начала до конца.
Проходим поселок и приближаемся к предполагаемому конечному на сегодня пункту маршрута. На спутниковых снимках я видел здесь ручей, протекающий под небольшой скалой. На нем я и планировал стать для ночевки. Однако встреченный нами пастух сообщил, что этот ручей пересох год назад, но воды набрать можно чуть дальше в роднике слева от дороги. Мы так и сделали. Напились и пополнили запасы воды. Отдохнули. Обратили внимание на то, как блеяние овец из идущего рядом стада сливается в единый музыкальный ритм с матом пастуха, погоняющего их. Идиллия...
Но нам нужно искать место для ночевки. Становиться в прямой видимости жилых домов не хотелось из соображений безопасности. А вокруг ни одного деревца. Степь. Решаем идти к следующему пункту нашего маршрута — памятнику природы «Обнажения горных пород», который первоначально был запланирован на утро. А по пути найти место для ночевки. Вот на горизонте появилась МТФ. К ней мы решили не подходить, а стать на ночевку прямо посреди степи. Тем более, что мы нашли какие-то остатки лесополосы, представляющие собой ряд жиденьких кустов акации. Здесь хотя бы можно было найти дрова для костра (газовую горелку я почему-то с собой решил не брать...). Пылающий в небе закат завершил этот день.
Ночь прошла без эксцессов. Проснулись, поели и пошли в сторону МТФ. На ферме нас проводили взглядом две женщины явно цыганской наружности. Светит солнце, под ногами ярко-зеленая трава — не жизнь, а сказка. За МТФ уже виднеется насыпь железнодорожной ветки Лихая-Изварино, которая была построена в 1911-1916 годах. Затем в связи с распадом Советского Союза и превращением Украины в отдельное государство веткой перестали пользоваться, в 2000-2002 годах ее вообще демонтировали. Сейчас осталась только насыпь. В ней местами имеются каменные кульверты (водопропускные тоннели) явно еще дореволюционной кладки. По верху насыпи сейчас идет автомобильная грунтовка. О том, что здесь была когда-то железная дорога, напоминают лишь изредка попадающиеся куски шпал.
Идем по насыпи на восток. Вскоре встречаем щит, сообщающий о том, что мы входим на территорию памятника природы «Обнажения горных пород». Приведу полностью текст на щите:
«Памятник природы представляет собой классический образец выходов отложений каменноугольного периода на территории восточной части Донецкого угольного бассейна.
Возраст отложений памятника природы более 300 млн. лет. Горные породы обнажены на глубину до 25 м и являются своеобразным «учебником по геологии»: здесь можно наблюдать различные типы тектонических нарушений, слоистости песчаников и т.д.
В каменноугольный период начали свое распространение тропические углеобразующие леса, появились первые наземные улитки и пеликозавры (млекопитающеподобные пресмыкающиеся). Начиная с позднекаменной эпохи до пермского периода суперконтинент Пангею заселили многочисленные группы пресмыкающихся, притом, что некоторые из них эволюционировали в динозавров, другие в черепах, а третьи в млекопитающих».
Сразу от щита начинается скальная стена слева от дороги. Даже непрофессионалу в геологии видно различие породы на протяжении этого участка: начинается все очень плотным камнем, а заканчивается слоями плотного камня чередующихся с мелкой щебенкой.
Через некоторое время выходим на асфальтированную дорогу. Дальше нам идти на юг к поселку Светлому. Делать это вдоль асфальта не хочется, поэтому проходим немного дальше по бывшей железной дороге и сворачиваем в балку, ведущую прямо в поселок. Здесь мы также рассчитываем найти родник и пополнить запасы воды. Однако ручей пересох и воду пришлось попросить у местных жителей поселка Светлого. Отсюда мы повернули направо и пошли на поиски водопадов. Я не знал точного их местоположения, поэтому была задумка пройти все карьеры, отмеченные на карте с запада на восток. Оставив карьер слева мы направились к группе зданий, отмеченных на карте.
Первое, что нам попалось, это достаточно странное сооружение. Группа из четырех зданий, рядом с каждым стоит металлическая мачта. Все это на достаточно большом расстоянии обнесено забором из колючей проволоки со сторожевыми вышками по углам. Здания явно заброшены.
За ними скрывалось еще одно небольшое строение, рядом с которым стоял старенький залатанный жигуль. Здесь же мы нашли бабушку, которая с удовольствием рассказала нам, как пройти к водопадам, а за одно и немного истории этих мест. Странные здания оказались бывшим складом динамита. Теперь буду хоть знать, как он выглядит. Идя в указанном бабушкой направлении, мы миновали действующий карьер и подошли к старой затопленной выработке. Дно карьера было покрыто водой, из которой торчали зеленые деревья и огромные валуны, создавая неповторимый пейзаж.
Долго идем по краю карьера. Уже начинаем терять надежду найти водопады, устраиваем отдых. Обсуждаем вариант бросить поиски и попытаться успеть на электричку в 15 часов. Встаем, идем дальше... И буквально через 50 метров перед нами открываются они!!! Сперва один, на противоположной стороне карьера, затем второй, буквально у нас под ногами. Красота неописуемая. Понимаю, что Кавказ просто отдыхает... Начинаю любить Ростовскую область...
Проводим очень много времени, любуясь водопадами. Пьем из одного из них. Может этого и не стоило делать, но вода очень вкусная. Понимаем, что поход прошел не зря. Удалось сделать все запланированное. С легкостью на душе отправляемся прямиком в сторону поселка Замчалово. Отсюда мы будем уезжать на электричке в Ростов. До отправления у нас полно времени и мы проводим его возле прекрасного магазинчика рядом с железнодорожной станцией, где нам любезно предложили стулья и столик. Здесь же мы узнали, что в Замчалово уже около недели нет дождей. Странно это слышать, вспоминая тот ливень, под которым мы шли всего лишь день назад. Ведем неспешный разговор, подводим итоги похода, наблюдаем за проезжающими мимо пассажирскими и товарными составами. Скоро электричка увезет нас из этого великолепного уголка ростовской природы обратно в город...