Некрополь Кобякова городища
Археологические спасательные раскопки по проекту: «Строительство торгового комплекса METRO Cash and Carry»
Научный редактор Ларенок П.А.
Ростов-на-Дону,
© ЗАО «НПО «Наследие Дона», 2008
© РРО ВОО «ВООПИиК», 2008
Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI
Глава V
ЖЕНСКИЕ ШТУЧКИ
Торговля – стимул развития цивилизаций. Купцы, приезжавшие из разных концов света, привозили для продажи то, что радовало глаз и привлекало внимание женщин. Так, видимо, появилось понятие «мода».
|
В коробочках-пиксидах хранили белила, румяна, иголки и другие мелкие штучки. Бисером из разноцветного стекла расшивали одежду |
Женские штучки, бывшие в обиходе у жительниц меотских городищ, хорошо известны. Проблема для археологов – одежда меотов, климатические условия южно-русских степей не способствуют сохранению тканей. Но при раскопках часто находят орудия прядения и ткачества пряслица и ткацкие грузики. Женщины пряли с помощью деревянного веретена, на конец которого надевался кружочек или конус с отверстием – пряслице для придания веретену большей инерции при вращении. Пряслица лепили и обжигали из глины, вырезали из кости и камня. Ткали на вертикальном ткацком станке в виде деревянной рамы с валиком, на которой закреплялись нити основы. Свободные концы нитей, свешивавшиеся вниз, оттягивались грузиками из глины. Между нитями основы при помощи утка пропускались горизонтальные нити.
|
Модные в первые века нашей эры штучки — флакон для ароматических масел, ожерелье из горного хрусталя,
фибула-брошь, украшенная разноцветной эмалью. Ещё одна женская штучка —щипцы для укладки волос. |
Можно предположить, что меотки одевались так же, как и горожане Боспорского царства — по эллинской традиции. Нижнее платье называлось «хитон», верхнее для улицы — «гемматий» (плащ). Женские хитоны ниспадали до пят мягкими складками или плиссировкой, они могли быть без рукавов, с короткими и длинными рукавами желтого, красного, розового или голубого цвета. Были двойные хитоны разного цвета, иногда с каймой или оборкой. Плащ-гемматий соткан из более плотной ткани. В зависимости от погоды он мог набрасываться на голову, покрывать всю фигуру или спускаться с одного плеча. Короткие гематии покрывали только голову и плечи. Так же как и хитоны, гематии могли быть разного цвета и имели кайму. Судя по находкам в некрополе меотских городищ, в том числе и Кобякова городища, одежда женщин расшивалась мелкими бусами и бисером из стекла, египетского фаянса и гишера. Если это были хитоны, то расшивка украшала их по периметру полотна. При драпировке, получалось, что расшивка размещалась у кистей рук и на голенях. В ходу были застежки – фибулы, скреплявшие драпировку на теле. Причудливо изогнутые бронзовые проволочные и пластинчатые застежки, схожие по виду с современными булавками, украшались орнаментом. Популярны были заграничные штучки – фибулы-броши в виде дисков и ромбов с ячейками, залитыми разноцветной эмалью. Может быть, женщины носили штаны типа шароваров и рубахи с длинными рукавами, тогда расшивка приходилась на края рукавов и нижние концы штанов. Несомненно, в ходу были гематии, так как очень часто в погребениях расшивка такими же мелкими цветными бусами красного, оранжевого, зеленого и бирюзового цвета и бисером из гишера и египетского фаянса находится под головой погребенной. Обувь – это сандалии с ремешками из кожи, подошва которых была кожаной или деревянной.
|
Древний Египет — поставщик амулетов из стекловидной пасты бирюзового и голубого цвета |
Несомненно, жительницы поселений в холодное время года носили заимствованные у кочевников кожаные сапожки. Вспомним раскопки В.В.
Богачева, который обратил внимание на удлиненные черепа костяков. Благодаря современным антропологическим исследованиям, удалось выяснить, что примерно 10 процентов насе- ления городища имели искусственно деформированные черепа. Такая форма головы – результат долгого ношения тугой повязки, стягивающей кости черепа в детском возрасте. Эта традиция в первых веках новой эры прослежена так же среди сарматских племен. Возможно, длинные черепа или повязка, постоянно носимая на голове, – признак определенного социального статуса в обществе, черта представителя определенной сословной группы, которая должна была выделяться из общей массы населения внешними признаками. Здесь уместно вспомнить и о том, что жительницы боспорских городов голову покрывали гематием, а под ним была золотая
повязка – ампик, с которой свешивались на лоб разнообразные подвески.
|
Маленькая стеклянная гемма с портретом Афины-Паллады. |
Очень популярны были серьги в виде простых проволочных колец из золота, серебра и бронзы. Один конец серьги был заострен, второй загнут в виде петли или просто расплющен. Шейные украшения – это гривны из тонкой серебряной или золотой проволоки и роскошные ожерелья, состоявшие из огромных каплевидных янтарных бусин-подвесок, шаровидных бусин сердолика, веточек и пронизей розового коралла. В моде были стеклянные «глазчатые» крупные стеклянные бусины синего цвета с бело-голубыми глазками. Подвески
из горного хрусталя, пронизи в виде трубочек из черного гишера, голубые или бирюзовые реберчатые бусины из фаянса, стеклянные бусины разнообразных форм и цветов – любимые украшения меоток. На запястьях рук и голенях носили бронзовые проволочные браслеты, концы которых украшены ромбическими бусинами или стилизованным изображением головок животных.
Популярны разнообразные кольца и перстни, часто это простая проволочка из бронзы, согнутая в круг. Иногда концы такой проволочки скручены в спираль и образуют щиток перстня, иногда — разделены на две части, каждая из которых так же свита в спираль, тогда щиток имеет вид четырехлепестковой розетки. В качестве вставок в щитки перстней использовалось стекло и поделочные камни. Такие вставки-геммы имеют антропоморфные изображение греческих божеств – Ники, Тюхе, Деметры, Афины.
Любая нормальная женщина не обойдется в повседневной жизни без зеркала. Древние зеркала не похожи на современные. Это маленькие, диаметром не более 4-6 см., бронзовые диски с петлей для подвешивания к поясу, на котором их носили. Диски украшены стилизованным «солнечным» орнаментом из разного рода крестов, окружностей, запятых. Иногда знаки на зеркалах очень похожи на тамгообразные символы. Внешняя поверхность диска покрыта амальгамой, отражающей изображение смотрящего в него человека.
|
Предметы в виде солнечных дисков — фибула-брошь и зеркала |
Особая роль принадлежала всевозможным подвескам-оберегам из египетского фаянса и бронзы. Здесь жуки-скарабеи, грозди винограда и гениталии – символы плодородия, львы, личины и фигурки египетских божеств Гарпократа, Сохмет Ба, Сераписа, Гора, Беса. Из бронзы отлиты подвески-собачки и антропоморфные фигурки. Еще один популярный предмет – колокольчики, звон которых отгонял злых духов.
А что же прически? О них мы можем судить по древним росписям и терракотам. Волосы, непременно длинные, собранные в пучок на затылке. Впереди – завитые локоны, плавно спадающие на плечи. Как завивали волосы? Возможно, для этого использовались найденные в погребениях бронзовые штучки – трубочки, имеющие вид «щипцов». В костяных коробочках–пиксидах хранили бронзовые и железные иглы для шитья, шилья для прокалывания кожи. Для резки применяли ножницы-стригали и ножи. Для ручек ножей использовались деревянные плашки и пластины из костей животных.
Большая часть украшений из бронзы, некоторые предметы из золота и серебра, железные вещи делали местные мастера. Обработкой этих металлов занимались в одних мастерских, о чем свидетельствуют, например, биметаллические предметы – ножи и браслеты из железа, украшенные каплями бронзы. Браслеты, кольца, серьги тянули из тонкой бронзовой проволоки, иногда проволочную основу украшали спиралевидной обмоткой из такой же проволоки. При помощи ковки литые заготовки превращали в тонкие листы металла, из которых скручивали трубочки, применявшиеся при изготовлении тех же видов украшений.
Далее, к главе VI