Ух, и налюбовались же мы цветущей степью в эту поездку! Май — лучшее время у нас; позже — всё станет гораздо беднее... Начнём с простого. Вот это — белена чёрная, Hyoscyamus niger L.. Понятно, все знаем — растение ядовитое. Крайне ядовитое. Хотя его внешний вид известен многим, народ всё равно травится. В основном — просвещённые любители народной медицины. И дети, которым родители не объяснили, что это такое. Я один раз испытал на себе опосредованное действие этого растения. Медок, дикий мёд с подножия Жигулей. Свояк решил поставить там пару ульев; поближе к свой даче в Рождествено. В результате «дорогой гость» в моём лице испытал незабываемые ощущения, усугублённые принимаемыми противомерами. Не буду дальше распространяться — бр-р-р...
Белену-то многие знают, а вот эти красивые цветочки, на самом деле, являются кошмаром любителей и любительниц побродить в шортах или юбчонках по нашим донским балкам. Это — ясенец кавказский, Dictamnus caucasicus L. Его называют ещё «Неопалимая купина», бадьян. Но на Дону я слышал название «бодан». Подходить близко, прикасаться и нюхать категорически запрещается! А растение интересное. Окружено облаком эфирных масел, и многие развлекаются, поднося спичку. Происходит вспышка, но без последствий для растения — потому и «неопалимая купина». Однако, в волосках этого растения содержится мощный яд кожно-нарывного действия. Друзья по экспедициям не дадут соврать — несколько раз мы попадались с ясенцом во время поиска гротов в густых зарослях, вблизи каменных россыпей. Эффект проявляется через некоторое время. Участок кожи начинает «гореть»; на следующий день это место превращается в протяженный волдырь, нестерпимо зудящий. На годик примерно после этого остаётся коричневый рубец очень неаппетитного вида. Один мой знакомый понюхал и год после этого мазал нос тональным кремом. Но ощущения второго дня он запомнил навсегда.
Перейдём к более приятным растениям. На весенних склонах. среди ковылей, торчат вот такие красивые фиолетовые растишки. Очень эффектно сочетаются. Это — шалфей поникающий, Salvia nutans L. Используется в народной медицине.
Ковыль. У нас встречается около 7 видов ковылей. Отличить их можно в основном, к примеру, так: — «это не тырса». На снимке, по-моему, ковыль перистый. На горе Городище я видел ковыль красивейший — полностью согласен с этим названием. Есть ещё ковыль Лёссинга, растущий пучком; ковыль украинский, и пр. Разобраться с ходу трудновато, но важно знать одно: они все в Красной книге, и рвать их категорически не следует!
Яркие красные точки на донских склонах — дикий мак, мак самосейка Papaver rhoeas L.. Его называют ещё «мачок», но это неправильно. У мачка нет такого голого длинного стебля. Мачок тоже встречается. Мак самосейка — растение лекарственное; никаких наркотических веществ не содержит.
Скумпия кожевенная, Cotinus coggygria. Произрастает в Крыму и на Кавказе; у нас на Дону массовое распространение получила в 50-х года прошлого века, когда создавались защитные лесополосы в рамках глобальной программы, известной как «сталинский план преобразования природы». Использовалась в виде дополнительной культуры, в основном — в обрамлении защитных лесополос. Прекрасно прижилась у нас; радует глаз весной, летом и осенью своими розовыми и красными «облаками». Листва и побеги содержат много дубильных веществ и красители, и применялась раньше соответственно. Из-за этого её никто из вредителей не жалует, и в результате в некоторых старых лесополосах она доминирует. Считается лекарственным растением, но, предупреждаю — если брались за ветки-листья, — руки тщательно вымойте. Ничего страшно, но если попадёт внутрь — рези в животе обеспечены.
И, наконец, мой любимый шиповник, латинское название Rosa . Хоть у нас с ним не наблюдается взаимности — я постоянно теряю клочки шкуры при общении с ним, растение — великолепное. В мае донские балки — все в его цвету... А осенью я не могу пройти мимо его вкусных ягод. Каюсь — это одно из немногих растений, ягоды которого я заготавливаю впрок. Чтобы пить приятный отвар из них в нашу слякотную, гриппозную зиму.