Большая излучина Дона. Так именуется участок течения Дона от Серафимовича (бывшей станицы Усть-Медведицкой) до Суровикино, а также охватываемая рекой местность. Дон здесь сближается с Волгой на 60 километров, и течет на 40 метров выше уровня Волги. В августе 2007 года я отправился туда. Как обычно, на разведывательный однодневный выезд – посмотреть дороги, составить общее впечатление. Даже беглый взгляд на карту дает представление о слабой заселенности этих мест. Совсем мало рек, если эти пересыхающие ручьи в балках можно называть реками. Мало дорог между населенными пунктами – станицами по берегам Дона, хуторами в глубине охваченной Доном территории. Несмотря на первоначальный план пересечь степи Большой излучины по маршруту Суровикино – Клетская, а потом вернуться к Калачу-на-Дону, я отправился другим маршрутом. А именно, двигался по дороге Ростов-Волгоград (М21) почти до Калача. Слева и справа от дороги уже раскинулись пространства необрабатываемых – вследствие значительной пересеченности ландшафта – степей, хотя часто встречаются и поля. Впереди мост через Дон, но мне не туда. Пропустив поворот на Пятиизбянскую (направо), я свернул по дороге влево на Голубинскую.
Дорога на станицу Голубинскую (до неё от поворота километров 25), окаймленная лесополосами, разделяет два ландшафта. Слева – сухие водораздельные степи Донской гряды (с абсолютными высотами до 250 метров), без малейшего признака или ощущения близости большой воды. Справа – изрезанный огромными оврагами береговой рельеф, с общим перепадом высот более сотни метров на длине пары километров, а иногда и меньшей.
Сворачивая с дороги, петляя вдоль склонов этих балок, несколько раз приближались к Дону.
Вид с правого, высокого берега. За рекой - Голубинские пески
Вид в сторону Калача-на-Дону
С высокого правого берега открывается великолепный вид. Красиво. За Доном – левобережная пойма, прорезанная старыми руслами, старицами, озерцами и озерами, которые оставлял Дон, размывая высокий правый берег и смещаясь к западу в течение тысячелетий. На островах растут леса, непосредственно у воды – камыш. Вдоль изгибающегося огромными дугами Дона – бесконечные крутые обрывы правой стороны. Под вершинами обрывов неторопливо парят обычные для степной зоны пернатые хищники.
Вид в сторону Калача-на-Дону. Острова, поросшие лесом
Вид в сторону Калача-на-Дону. Вдали виден мост трассы Ростов-Волгоград
Вид вверх по течению. Бесконечные обрывы.
Большая излучина Дона огибает юго-восточный край Среднерусской возвышенности - Донскую гряду. Ученые разделяют Большую излучину на систему менее крупных излучин. Выделяют две излучины второго порядка, Кременскую и Сиротинско-Трехостровскую, и четыре третьего порядка. К сегодняшнему виду Большая излучина подошла, по видимому, так. Сначала в так называемое ергенинское время (мэотис-понт, с 10 до 5 миллионов лет назад) Ергень-река обогнула юго-восточный край структуры, наметив контуры излучины. В середине плиоцена, примерно 3 миллиона лет назад, после поднятия Приволжской возвышенности Палео-Дон обогнул северо-восточный край гряды. Сформировались Кременская и Сиротинско-Трехостровская излучины. Еще более мелкие излучины третьего порядка сформировались в конце плейстоцена (несколько десятков тысяч лет назад) вследствие новейших тектонических движений.
Следов присутствия отдыхающих, вроде рыбаков или туристов, мало. К воде подойти в ряде мест просто затруднительно, хотя и можно пробраться по дну заросших растительностью балок. Левый берег для отдыха более приспособлен, но с восточной (Волгоградской) стороны путь туда преграждают так называемые Голубинские пески. Нормальных дорог там, судя по карте, нет.
Еще один изгиб Дона... И изгиб дороги...
Одинокие деревья правого берега
Верблюжья колючка над Доном. Лето было засушливым...
Станица Голубинская, в которую ведет дорога, древняя, известна с 1604 года (а основана, как полагается, еще раньше). Расположена у воды, видимо, в устье огромного оврага. Удобное место. Станица в целом производит хорошее впечатление. Люди живут, работают, строят дома. На противоположной стороне реки видны палатки. Как туда добираются люди – неясно, возможно, по воде, хотя плавсредств я не видел.
Люди жили в этих краях и прежде, начиная с неолита. Севернее Голубинской, в урочище с говорящим названием «Городище» находятся развалины золотоордынского города – одного из многих в Волго-Донском междуречье и его окрестностях. Просторы Большой излучины не пустовали и раньше. Например, каменные изваяния, которые находили в степи, оставляли союзы половецких орд.
Дальше мы решили проверить дорогу до Малоголубинского, населенного пункта, лежащего выше по течению. В нескольких километрах от Голубинской асфальт внезапно, как обычно бывает, кончился. Но для сухой погоды (а лето было очень жарким) дорога нормально проходима на любом транспорте, хотя пыль гигантским шлейфом висит за машиной и в больших количествах попадает внутрь.
Малоголубинский расположен по бережкам балочки, с нависающими чуть ли не над домами обрывами меловых скал. Толщина пласта белого мела, между прочим, достигает 50-60 метров. Это осадки теплых мезозойских морей. Вдаль, в степь, на десятки километров уходят грязно-белые цепи меловых оврагов.
Овраги между Голубинской и Малоголубинским
Овраги впечатляют своим размером и количеством.Надо сказать, некоторые из этих балок имеют такой же возраст, как и долина реки - то есть несколько миллионов лет. Поискать бы под склонами окаменелости, да нет времени.
Меловые скалы Малоголубинского
Это конечный пункт, до которого мы добрались. Дальше вдоль Дона по проселочным дорогам лучше перемещаться, по большому счету, на внедорожнике. А в станицы, расположенные по правому берегу, люди попадают на паромах с левого, где дороги есть.
Степной Следопыт
www.stepnoy-sledopyt.narod.ru