... Календарная весна наступила... Только выглянет солнышко — сразу становится не по себе ... Что ж такое — вот они, долгожданные тёплые лучи, — а ты сидишь в городе? И начинается весенняя лихорадка — сезонное заболевание, подобное гриппу; но, в отличие от «свиных», «птичьих» и прочих «масс-медиа трендов» данное заболевание — вещь реальная... Ну, по крайней мере, оно регулярно наблюдается у меня и моих друзей — и результатом всегда становится какая-нибудь интересная «лихорадочная» поездка за тридевять земель...
Сразу оговорюсь — поехали мы с целями пошляться по просторам и пощёлкать затворами фотоаппаратов. Никаких исследовательских целей не преследовалось, а просто истосковались мы все по солнышку, поэтому ему и, соответственно, прогнозу погоды, при разработке маршрута было уделено особое внимание... Так как точность предсказания погоды всегда боролась за пальму первенства с гаданием на кофейной гуще, мы поехали туда, где солнышко было наиболее вероятно, — с учётом принципа неопределенности Гейзенберга (это шутка, насчёт Гейзенберга!)
Итак, мы катимся по трассе и, скажу вам, в это время пейзаж за окнами не радует весёлыми красками — всё пожухлое, какое-то пыльное, и в некоторых местах заметны догнивающие кучи грязного снега... Вдоль трассы, там, где почему-то нет защитной лесополосы, ещё маячат снегозадерживающие «козлики»... Однако, солнечно — и настроение от этого хорошее...
Вот уже и Лиховской; проезжаем по улице, осторожно переваливаясь через «лежачих полицейских» (хе-хе, может их теперь перименовать в «лежачих милицейских»? А то честь мундира страдает!)
... Выкатываемся за границу Углеродовского и останавливаемся рядом с дорогой — подъехать ближе, к берегу озера нереально — обледенелая грязь топорщится и блестит в низинке...
Озеро замёрзшее — вроде ничего интересного; даже скальный выход на северном берегу «не смотрится». Но можно поискать интересный кадр, уловив перекличку линий и объектов...
Мы подошли к карьеру... Да, ещё слишком рано — не слышен гул большого водопада, обычно сражающий зрителя наповал своим видом, красотой и мощью, и озера внизу ещё нет — только замершие большие лужи, припорошенные снегом... Но как только солнышко выглянет из-за быстро бегущих лохматых туч, сразу вид становится интересным...
Корявые ветки боярышника на фоне каменного обрыва и второго водопада скоро покроются нарядными листиками и цветочками и... тогда будет совсем другой по смыслу кадр... А пока — кадр по настроению печальный...
... А иногда удаётся поймать момент, когда солнце через просвет в облаках начинает «водить» своими лучами по пейзажу, выхватывая какие-то участки... Но трудно поймать этот момент, и ещё есть одна проблема — точная экспозиция... Между моментом, когда солнечные лучи вдруг «зажгли» дамбу и моментом съёмки — не больше двух секунд; я среагировал максимально для меня быстро, выкрутив поправку к замеру... Но и это оказалось слишком медленной реакцией... Вот почему я преклоняюсь перед фотографами, которые успевают среагировать на такие ситуации... Вернее, перед теми, кто тратит безумные — с точки зрения обывательского «здравого» смысла, — часы в ожидании удачного и заранее предвиденного кадра...
Среди обнажающих в этом карьере песчаников деревья смотрятся пришельцами из иного мира. Я заметил, что первыми в таких карьерах появляются исключительно тополя. И возникают вот такие сюжеты...
Однако, просто каменные скалы, сложенные из красивого желтого, в оранжевых разводах, песчаника, производят впечатление, возвышаясь на фоне синего неба. Это красивое сочетание усиливается формами, достойными художника-кубиста...
... А большой водопад пока застыл — нет мощных струй; но слабенький ручеёк уже образовал ледяные наросты на камнях... Всё вокруг сковано льдом; и здесь, на теневой стороне, очень холодно...
Да простят меня эстеты, но почему-то, при созерцании этой обледеневшей красоты, мне в голову ворвался образ креветок варёно-мороженых из супермаркета...
Совсем уже скоро сверху с грохотом будут падать бурлящие потоки, и водопад вместе со своими собратьями станет наполнять дно этого карьера, образуя дивный пейзаж, украшенный зазеленевшими верхушками затопленных тополей... А к осени всё исчезнет — и водопады, и озеро; и останется лишь большая зелёная поляна среди жёлтых скал...
Многолетняя практика съёмки на черно-белую плёнку выработала у меня привычку находить в своём любимом объекте, пейзаже, — какие-то сочетания, вызывающие определенные чувства и эмоции... Возможно, поэтому меня бесят вопросы типа «а где это снято», и ещё больше — «а чем это снято»... Такой кадр может быть снят где угодно и чем угодно, но главное в нём — уникальное сочетание линий и пятен... Зритель в шоке — нету тут, в кадре, ни красивых девушек, ни восходов-закатов-туманов, даже цвета нет, — а автор снимка утверждает, что снял этот кадр потому, что заметил в нём некую гармонию и даже смысл... Врёт, наверное...
... Но мой рассказ об этой поездке содержит некую событийную нить, и я постараюсь больше не вязать на ней лишних философских узлов, а перейду к описанию дальнейших событий...
Напротив большого водопада находится водопадик поменьше, но поизящнее... Беда в том, что добраться до него сложно всегда — когда он ещё в силе, перед ним находится метров 30 воды... В данный момент перед ним находился крайне непрочный лёд и мне пришлось пробираться на минимально возможное расстояние по шатким камням... По правилам необходимо было установить наиболее длинную выдержку, чтобы водяные брызги превратились в гладкие линии — тогда подобные объекты смотрятся очень красиво... Однако, после десяти минут борьбы со штативом, который напрочь отказывался стоять на шатких камнях и всё время норовил стукнуть или меня, или линзу, я сдался... Пришлось снимать с рук, неправильно, — с выдержкой, которая не давала нужного эффекта; но хитрость задуманного снимка заключалась в том, чтобы при помощи композиции убрать акцент с «неправильно» снятого водопада. Для этого в кадр были введены стволы тополей, яркий кусок каменной стены и несколько камней, тянущих внимание на себя и активно участвующих в композиции... Успокаивая себя мыслью, что я «выкрутился», я пополз обратно, ругая последними словами тяжёлый и непослушный штатив, который, словно в отместку за оскорбления, продолжал бесчинствовать у меня на плече...
... Как я упоминал в прошлом рассказе про этот карьер, здесь есть ещё одна примечательная деталь — в некоторых местах находятся классические выходы угленосных пластов среднего карбона, о которых можно было бы рассказывать часами... Меня часто упрекают в излишнем увлечении «геологией», «камнями» — но даже при тех крохах знаний, которыми я обладаю, очень увлекательно рассматривать слои этих камней, представляя, что происходило на этом месте 300 миллионов лет назад...
Эх, до чего же здорово смотрятся камешки из этого простецкого песчаника, омываемые прозрачными струями в ожерелье ледяных игл!
Мы, наконец, собрались в одной точке и решили ехать дальше — программа была обширная... Очень осторожно мы двинулись в обратный путь по кромке дна карьера. Хочу ещё раз напомнить всем, кто будет любоваться здесь водопадами — путь очень сложный, из-за огромного количества «живых» камней! Будьте максимально осторожны!
... Не смог удержаться, чтобы не снять несколько простых по содержанию кадров, просто так — для тренировки приемов... Не думал их использовать в рассказе, но вот почему-то они здесь... Наверное, из-за того, что без них рассказ быудет не полон...
Следующим пунктом в программе было небольшое озеро, но тут нас ждал неприятный сюрприз. Удобное место, где можно было оставить машину или автобус, было перегорожено насыпью из безобразного мусора. Меня поражает эта черта жителей нашего края — нагадить ближнему своему с полным чувством собственной правоты — забить мерзким мусором вход в подземелье — «а чё они тут лазят?», или перепахать просёлочную дорогу — «а чё они тут ездят?», или просто, вот так, вывалить барьер из битой плитки, унитазов и глины на берегу красивого озера — « а чё им тут надо?»... Раздражает то, что затраченных на такие действия сил очень не хватает в нужных местах...
Мы поехали дальше... Отвалы некондиционной мелочи — карьерных отходов, — образовали тут необычный пейзаж... Прихотливо покрывающие эти рукотворные горы промоины образовали на жёлтых склонах необычный рельеф...
... Боясь упустить солнце, мы направились в Аникин, к месту, где над излучиной быстрой речки нависала грандиозная скала...
Под скалой находится ещё живое подворье... Как я уже упоминал в прошлом рассказе, Аникин — умерший хутор...
Знаете, по-моему не только мне, но и моим друзьям было тут жутковато, несмотря на радостное солнце... Мы бродили между фруктовых деревьев, развалин домов; даже сейчас, ранней весной, здесь божественно красиво... Но какое-то странное чувство, заставляющее говорить вполголоса, овладело нами...
А деревья... Они просто потрясали своей выразительностью — водя хороводы вокруг обрушивающихся погребов и устраивая пляски на развалинах домов...
Какое-то сюрреалистическое сочетание проходящей мимо цивилизации и отвернувшейся от неё природы...
Редкие столбы, по которым можно было определить, где ещё живут люди, смотрятся тут наглыми интервентами...
Мы молча залезли в машину и поехали на север вдоль петляющей у подножия высокой гряды речушки... Среди пустынных холмов, увенчанных серыми гривками скал, то тут, то там виднелись нагромождения камней у разрабатываемых частных карьеров... Природный камень... Пластушка... От производителя...
Мы поспешили обратно — хотелось скорей покинуть это место, стряхнуть это гнетущее чувство, витающее здесь... Наконец, мы выехали из Аникина, пересекли мостик и приткнулись на широком съезде недалеко от быстро текущей речки...
В огромной каменистой горе вся сердцевина выедается одним из местных карьеров; остался целым только самый западный участок, метров в 350 длиной... Именно его отвалы меня всегда поражали своим видом... И сейчас, при этом освещении, пейзаж с этими отвалами производил странное впечатление. Казалось, что сейчас откуда-нибудь появится стадо жирафов...
Мы стали подниматься по крутому склону... Живописная каменная гряда, тянущаяся вдоль склона и неширокая пойма журчащей внизу речки создают особое очарование этому месту...
А если подняться ещё выше по крутому склону, усыпанному камнями, среди которых много белых кусков кварцевых жил, то от открывающегося с вершины вида захватывает дух...
На северо-западе видны Провальские степи — памятник природы... Своеобразный холмистый рельеф, с множеством каменистых гривок... А прямо на запад от этого места, на территории Украины, начинаются Королевские скалы... Там тоже заповедник — Луганский природный, — Провальская степь...
... Я направился к интересному месту — небольшому озерку, уютно расположившемуся в небольшой ложбине между двумя грядами.
Озеро заканчивалось небольшими водопадиками, увы, пока маловпечатляющими и маловоодными...
Ох, до чего же тут скользко! Несмотря на осторожность, в одном месте я приложился лицом к матери сырой земле, а в другом — скатился на пятой точке. Но результатом первого падения стал следующий кадр, увидеть который мне удалось только из положения лёжа...
А следующий кадр был замечен, когда я тщетно пытался очистить от жёлтой грязи свою тыльную часть... Интересно, однако, получается... Упал, очнулся — кадр!
Озеро питается от нескольких родников... Один из них выходит на поверхность почти на вершине поедаемой карьером гряды...
Горное озеро... Разумеется, по меркам нашего степного края...
А в верхней части озера, возле русла небольшого полусухого ручья, жили чудные тени...
А были тут места, где все растения тут росли не точно вверх, а под небольшим углом к небу, как будто тянулись к чему-то невидимому...
... А на обратном пути к машине на нас внезапно навалились голод и усталость, до сих пор как-то совершенно не ощущавшиеся... Но это — дело поправимое; а вот то, что нам таки удалось немного подлечить весеннюю лихорадку, было самым замечательным результатом этой поездки...
Copyright © 2011 Борис Панасюк