Казачество * История Дона и Донского казачества Вход
   Статьи по теме  

В.А. Ларенок Меотские древности или рассказ о древних  жителях Ростова

Заселение нижнего Дона и Приазовья от киммерийцев до казачества

Т. A. Скрипник. Амазонки в античной традиции

E.E. Фиалко. Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам

Е. П. Савельев. Археологические очерки Дона. Выпуск ІІ-й. Городища дельты Дона. Часть I. Река Танаис

Е. П. Савельев. Амазонки. Глава из книги История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях. Часть І. Предки казачества. Из Главы VII.

М. И. Артамонов. Средневековые поселения на Нижнем Дону

В.А. Ларенок, П.А. Ларенок. Некоторые черты погребального обряда некрополя Кобякова городища первых веков н.э.

А. Сидоров. Краткая история донского казачества

Е. П. Савельев. Типы Донских казаков и особенности их говора

М.И. Крайсветный. О роли народов Кавказа в раннем этногенезе донского казачества


   Лента путешествий  

 Без приключений
 Зимнее Провалье
 Елань моей мечты
 Жёлтая река
 У подножья белых гор
 Завтра будет весна
 На границах времён
 Хутор Дубовой. Век спустя
 Новые просторы
 Чудесное Мержаново
 Вдоль Кадамовки
 Сквозь ливни
 По донскому займищу
 В Чертково на кулички
 Пляжный отдых в Цимлянске
 Тайна камней Лепетюхина
 Утро на Песковатке
 Белая балка
 Ледяной туман
 Осеннее тепло
 Осенняя рыбалка на Дону
 Река, вода, гора
 По грязи к скалам
 На песчаном перекате
 Жаркий полдень – плоский свет
 Бросок по Левобережью
 Майский калейдоскоп
 Весенний марафон
 Воскресный день в Гуково
 Мечта сбывается
 Осень на Калитве
 Снежная поездка
 На двух колесах по тракту
 Прямоликие Криворожья
 Мелеховская. Утро туманное...
 Мелеховская. По станице
 Осень среди скал
 Вечерняя прогулка
 Ночь на Чиру
 Каменная балка
 Мелиховская - Пухляковский
 Вёшенская. Лето-2011
 По берегам Калитвы
 На реке, на Быстрой
 Май у Авиловых гор
 Хутор Ленин
 Кости скифа
 Весенняя лихорадка
 Балка Дубовая
 Хутор Богачев
 Лёгкое дыхание зимы
 Просто на память
 Осень в пойменном лесу
 Грибы Донских степей
 Верхний Попов и Дядин
 Балка Западная
 Степная река Кагальник
 Скалы, гроты и красоты
 На древних просторах Подонья
 Волошинский пруд
 Станица Бессергеневская
 Каменская астроблема
 Золотые Горки
 Парамонов — Степной Кут
 Мелиховский юрт
 Парамонов: образцовая улица
 Верхнедонской район
 Большая Белая Круча
 Вот и зима...
 Зимний лес
 Фотоэкстрим +40
 Атаманское лесничество
 Вячеслав — Парамонов
 По балкам и родникам
 Хутор Донской Государев
 По каналам Левбердона
 К истоку Аксайки
 Туманы реки Калитвы
 Лысогорка в мае
 Мусорный ветер
 Весна Сухого Несветая
 Степь да степь кругом
 Выезд на грани весны
 Три Брата и Шар желаний
 Кагальницкие плавни
 Рыба горячего копчения
 Синий курган
 Рождественские катания
 Городищенская лесная дача
 Жемчужина Северского Донца
 Донбасский коктейль
 Да, скифы мы...
 Остров Куркин
 Галопом по Калитве
 Раздорские склоны. Ч.3
 Раздорские склоны. Ч.2
 Раздорские склоны. Ч.1
 В тоннелях Большого Лога
 Фотоэкстрим
 О камнях и не только... Ч.2
 О камнях и не только... Ч.1
 Тайны горы Городище
 Верхний Дон: от М до М
 Каменный
 Кундрюченский анабазис
 Вброд и вперёд!
 Дорога в никуда
 Морская — Мержаново
 Рыбалка на Верхнем Дону
 Три дня вдоль Тузлова
 На склонах Мержаново
 Фидер за третьей косой
 Затерянный мир
 Большой Камень
 Прогулка по Белому Каньону
 Другая гора Городище
 Донец. Рыбалка в октябре
 За судаком и щукой
 Река Сухая
 Каменное поле - отгадки
 По следам метеорита
 Дикий мир Моря
 Типичные кучугуры
 Гребля и Море
 Владимировский карьер
 Большая Излучина Дона
 Загадки каменного поля
 Дикие камни горы Городище
 Белая Калитва. Две Сестры
 Белая Калитва. Пигарька
 Вдоль Дона на велосипеде
 Ростовский Стоунхендж
 Лучшая осенняя рыбалка
 Аксай. Таможенная застава
 Старочеркасск. Ратная церковь
 Старочеркасск. Колокольня
 В ноябре под Багаевкой. Ч.1
 В ноябре под Багаевкой. Ч.2
 Старочеркасск. Собор
 Ночь на Дону
 В Манычскую за рыбцом
 Вёшенские хождения
 Вёшенская. Часть 3
 Вёшенская. Часть 2.
 Вёшенская. Часть 1.
 Крынка
 Путешествие в Багаевку
 Путешествие в Лысогорку
 Богудония
 Кобякова балка
 Прогулка по Зелёному острову


 История Донского края
 
   Евграф Савельев. История Дона и Донского казачества  

Часть 1-я. Древность казачества.

Вместо предисловия   Асуры-Асы и Геты   Геты-Азы и Инды Приазовья   Тмутараканская и Донская Русь   Половцы и татары   Бродники. Епархия Сарская и Подонская   Донское поле в ХV и ХVІ в.в.   Казаки Азовские, Белгородские и Новгородские   Общий вывод

Глава ІI

Геты-Азы и Инды Приазовья

Древнейших обитателей нынешней восточной Европы, берегов Азовского и Черного морей и степей Закаспийских греки называли общим именем скифов и делили их на множество родов. Персы называли скифов саками, от сак — сечь, сечники, секирники, так как вооружение их состояло, кроме копий и мечей, еще из сакар — секир 26).

Геродот говорит, что название скифы не было родовым именем этого народа, а так называли их греки; общее же название европейских скифов было от имени какого-то царя их — Сколоты 27). То и другое название означает щитоносцы, щитники, т. к. это вооружение защиты в то время выделывалось из воловьей (скотской) кожи и изобретателем его, по словам древних писателей, считались скифы, самый талантливый и мудрейший народ древности (Геродот). За неимением в греческом и латинском алфавитах буквы щ, греки писали ск,

23) Ист. казач. Геты-Руссы. Гл. VI. Стр. 77-84.
24) Там же. Стр. 76-78. Приведен алфавит и говор Гетов-Руссов Италии, сходный с древне-русским.
25) Там же.. Стр. 73-75. Ма-рос — великий — Рос.
26) Страбон. XI, 8, 4. Ист. казач. Стр. 39 и 59
27) Геродот. IV, 5-7.

Передняя Азия, Иран и Средняя Азия в VI в. до н.э.

а латины сц, вот почему и получились такие названия народа, как скифы, или скиты, скуты, скюты, сциты, скювь или скють (чуть или чудь); первоначальная же форма этого названия, известная еще Гомеру (Одиссея, 14, 34) — Σχφτος и Σχüτος, означавшая у адриатических греков кожу (cutis), а у понтийских сыромять (скотскую кожу). Сколоты от персидского кала (крепость, защита), хазарскаго кел, наша скала, скель, готское, переделанное латинами, skildus (то же, что скель), литов. ckyda, англосаксон. Scyld, норм. Skiödr, швед. Sköld — щит, защита. Вот почему Геродот и говорит, что сколоты было название царское  и что скифы, видимо имевшие на щитах орла или сокола (соколота), символ царской власти, назывались царскими 28).

Скифы переселились в Европейскую Россию в ХV в. Р. X. Родоначальником своим считали Таргитая, от которого родились три сына Оксая или Аксая. Из богов чтили Папая (отца всего), Апи — землю, 29) Арея — бога войны, в честь которого сооружали храмы, и др. 30). Соседями и одноплеменниками скифов были сарматы, жившие к востоку от Танаиса — Дона. Язык их имел близкое родство и с киоским, и с гетским 31). Название сарматов или савроматов (суроматы, сурматы и сауроматы) тоже не было собственным именем, а так назвал их Геродот, а за ним стали уже повторять и другие историки. Название это означает сыромяти, выделыватели сыромятных кож, в которые они, как и скифы, одевались 32). По древним сказаниям, сарматы первоначально жили у истоков Инда, а следовательно, у истоков Аму-Дарьи, в гористой Ариане, затем в южной Мидии, а во времена Геродота — в Задонье. Позднейшие, после Геродота, историки к сарматам относили Яцигов, Алан и Роксолан. Яцигов разделяли на три касты: на королевских, сидевших у Черного моря, а потом у Дуная, на хлебопашцев — у Азовского моря и Яцигов меченосцев. Все эти названия народов испорчены греческим произношением и неверно переданы переводчиками.

Но самыми интересными для нас являются народы Приазовья и восточных берегов Черного моря. Здесь все с древнейших времен связывается с термином Ас или Аз: Кавказ от Кау — село, поселение (по-осетински) и Аз. Мифический Прометей

28) Ист. каз. стр. 43 и 54.
29) Этруски или Геты — Руссы Италии также чтили Апи — землю. Истор. каз. стр. 82-83.
30) Геродот. IV, 59. Истор. каз. Стр. 35.
31) Геродот. IV, 117. Овидий. Понт. посл. III, 2, 39.
32) Истор. каз. Стр. 39.

был прикован к скале северного Кавказа; мать или жена Прометея называлась Ази; отсюда же в древности, из страны Свитиод, Свидура (страны света), переселились на север, на берега Балтийского моря, скандинавские боги-герои Азы 33) и с дружинами князья (кон-асы), витязи (вит-асы) и кунигасы (куниг асы) 34). Эта военная каста древней Арианы, оставившая следы с термином ас во всех странах западной Азии, стала во главе управления народов и во всей восточной Европе с тем же термином, означавшим бога или господина. Перкун-аз главное божество у литовцев, то-же что Перун у днепровских славян, а у индусов Парана — бог грома и молнии, от глагола перечь, бить; 35). Азар или Язар (Ас-ар) языческий бог у мордвы и др. Князья были и у мордвы, черемис, Готов и др. народов. Вместе с термином ас на всем указанном пространстве господствовало и название военного сословия Гет, от слова геть — идти вперед. Так назывались передовые боевые дружины Асов. Гетьман — предводител этих дружин 36).

В V в. до Р. X. на Таманском полуострове, по словам Геродота (IV, 28), жили Синды или Инды (поречане). Об Индах, живших в этом месте, говорит и Страбон (XI, 2. 1). Соседями Индов были Ахеи (Ахай), Зиги, Генеохи, Керкеты и др. К северу, ближе к Дону (Танаису) сарматы, к которым принадлежали и Аспурги, сильный и воинственный народ37).

Инды имели много городов и высокую культуру. Они занимали всю южную половину Таннского полуострова. Города их

33) Саги — Еддда Снорре и о Фритьофе Смелом.
34) Князь — по древне-славянски кон-аз, по сербско-черногорски — княз, литовски — куниг-ас, т. е. конный аз. Витязь — вит-аз, эащитник св. Вита, божества у прибалтийских славян.
35) Перкун-аз, Перун и Парана, а также божество у прибалтийских славян Сварог, а у индусов Сварга (небо, рай) связывают славянский мир с древней Арианой. В Истор. казач., на стр. 60 приведен краткий перечень индусских (сайванских) слов, вполне указывающий, какое близкое родство имеет этот отдаленный от нас народ с славянами.
36) Ист. каз. стр. 71. Геть, гайда, гайдуки, гайдамаки, болгарское четы — имеют одно и то же значение.
37) Греческое название народа Зиги некоторые историки переводят и Зихи, Сиги, Зыхи, с латинского — Цихи, Циги, Цинги и т. п. Это не совсем верно. В греческих подлинниках в начале этого слова стоит буква дзэта, произносимая как ДЗ, а потому нужно бы переводить Дзиги, т. е. Чиги Вот почему, за неимением в греческом и латинском алфавитах буквы Ч, те и другие авторы в начале слова писали то дзэт, то зэт, чтобы приблизить эти звуки к славяно-русскому Ч. Переводчики же не догадались это восполнить. Чига были известны как морские пираты. Страбон. XI, 2. 12.
Керкеты — Сер-геты или Чер-геты.
Аспурги от Ас и пургос — башня, по-гречески, т. е. живущие в укрепленных городах с башнями.

славились довольно развитой торговлей. Инды занимались также рыболовством и земледeлием. Николай Дамасский (V в. по Р. X.) говорит, что Инды клали в могилы своих умерших столько штук рыбы, сколько они убили врагов. (Фрагм. 12). Подобные обряды погребения встречаются при раскопках древних могил во многих местах на юге России, у нас на Кобяковом городище, близ Аксайской станицы, и в особенности на Аму-Дарье 38).

Древние писатели говорят о предприимчивых мореходцах Карийцах, с юго-западного берега Малой Азии, доходивших по Черному и Азовскому морям до Дона. Их сменили финикияне, а последних вытеснили греки. С VII и VI в. до Р. X. по берегам этих морей уже много было греческих торговых колоний, служивших складочными местами для товаров, как то: Синоп (на южном берегу Черного моря), Фазис и Диоскурий (на восточном). Пантикапея, Нимфея, Феодосия и Ольвия (на северном). Пантикапея, как расположенная у Керченского пролива (Босфор Киммерийский), держала в своих руках всю рыбную и хлебную торговлю восточной половины Скифии; р. Танаис (Дон) и Волга, а также существовавший в то время пролив по нынешней реке Манычу до Каспийского моря, представляли удобный путь для привоза товаров дальних северных и восточных стран: хлеба, мехов, золота и др. Жители Танаиса были посредниками в этой торговле, в особенности мехами и золотом, и старались не пропускать греков вверх по течению этой реки 39).

На островах устьев Кубани (Гипаниса-Кубаниса) находились города: Фанагория, Кепы, Гермонассы, Киммерион, Ахиллеон, Апатурон и др. Несколько южнее, к берегу Понта, лежала гавань Индов и Горгиппия.

Основывая свои колония на землях Индов и Аспургиан, греки становились от них в некоторую зависимость и платили им дань за занятые под постройки земли. С одной стороны им приходилось бороться с туземными племенами, с другой, благодаря неизбежному смешению, племена эти перенимали у них греческий язык и культуру и превращались, таким образом, в полугреков. Последствия

38) Современных черкесов (сер и кес — головорез, как называют их персы и турки), вернее — черкасов, под каким именем они были известны в истории, осетины, да и сами черкесы называют себя — адыгэ, идыгэ и ыдыгэ, т. е. островитянами, живущими на островах дельты Кубани. Идыгэ — испорченное под тюрским влиянием есть не что иное, как остаток древнего названия этого народа индиги, индики, инды — поречане, живущие по индам, рукавам Кубани.
39) Страбон (XI, 2, 12).

этого смешения и влияния и теперь еще сказываются в типах остатков древних приазовских жителей (Мариупольского уезда) и в говоре низовых казаков — сюсюканье.

В VI в. до Р. X. босфорскими греками в устьях Дона был основан новый город Танаида. Во времена Геродота (V в.) Танаида уже славилась своею обширною торговлей с скифскими народами, жившими выше по Дону 40).

Археологическими изысканиями позднейшего времени, а также раскопками в 1908-10 г.г. А. Миллера установлено, что древняя Танаида (первая) была близ нынешней Елизаветовской станицы, на острове, незатопляемом весной. Найденные при раскопках предметы свидетельствуют, что жители Танаиды имели, помимо заимствованной культуры от греков, еще и свою самобытную, которую ученые привыкли называть скифскою 41).

Во всех греческих колониях, расположенных по берегам Черного и Азовского морей, образ правления был республиканский. В 438 г. до Р. X. один из туземных князей именем Спартон соединил под свою власть оба берега Босфора и положил, таким образом, начало Босфорскому царству. Владетели этой новой монархии именовали себя царями и господинами — «spadines», хотя власть их простиралась только на туземные народы, в греческих же колониях они довольствовались званием архонтов, т е. высших сановников республики. Из царей этой монархии известны своею гуманностью и союзом с Афинами: четыре Спартока, Левкон, Пересад и др. 42).

В І в. до Р. X. царство это пришло в упадок и вошло, в состав вновь возникшей на восточных берегах Черного моря монархии Понтийской, разрушенной Римом.

В конце І-го в. Босфорским царством управлял уже ставленник Рима Полемон. Богатый донской город Танаида не пожелал ему подчиниться и был им разрушен. За Танаиду вступились Асы или Аспургиане, как их называет Страбон, разбили Полемона, взяли его в плен, где и убили. Асы овладели всем Босфорским царством от низовьев Дона до Кавказского хребта и положили начало новой династии царей из своего рода. Династия эта просуществовала до 337 г. по Р. X. Из царей этой династии известны,

40) Дон в греческом произношении Тан. Так назывались в древности все реки. Донье Тонье, тоня — устья рек, низ, дно. Осетины, язык которых сроден с древне иранским языком пельви, и теперь все свои реки называют  дон. Во всей западной Азии и Европе к названиям рек на конц прибавлялось слово дон или тан, тун, дун и т. п Правый рукав Нила наз. Танис. Ист. каз. стр. 20.
41) Ист. Каз. стр. З1 — 35.
42)  Страбон. VII, 4. 4.

судя по найденным монетам: Асандр, Аспург, Котис, четыре Савромата, 6 или 7 Рескупорисов, Чиг и друг. 43).

К западу от низовьев Дона до Днепра, по словам Страбона, жили Роксаланы (Рос — аланы, т. е. скотоводы, степняки); на Тирасе Днестре (Дан — Стрый, быстрый, струйный) — Тири-геты. Между Дунаем и Днестром простиралась пустыня Гетов 44).

Скифы в ІV-V  в.в. до н.э..

Аммиан Марцеллин, современник и соратник Юлиана Отступника, об аланах говорит (17, 12-21, 35), что они живут по обеим сторонам Дона и занимаются скотоводством, переходя с своими стадами с места на место. Но особенно заботятся о лошадях. Молодые люди с детства привыкают к верховой езде, ходить пешком считается позором; они все хорошие воины, стройны и красивы, волосы темно-русые. Они страшны своими грозными очами и очень подвижны. Тот же историк, описывая сарматскую конницу, говорит, что вооружение их состояло из длинных копий и что боевым кликом их было: мара! мара! — смерть! смерть! Иосиф Флавий говорит, что аланы принадлежат к скифскому племени и живут у Танаиса 45).

Названные историки и многие другие, почти что одновременно, называя жителей Приазовья и низовьев Дона то роксоланами, то аланами, то, по старой привычке, сарматами, говорят об одном и том же народе Ас, владевшем, как сказано выше, Босфорским царством. Это впоследствии и подтвердил Иосафато Барбаро, ясно указавший, что аланы на своем языке себя называют «Ас». Хазары Беловежцы (Аз — ары) также себя называли Аз и говорили на русском языке 46).

Те же византийские и римские историки, начиная с I по XI в., говорят о славянском народе Гетах или Готах, что одно и тоже, жившем на берегах Азовского и Черного морей и частью переселившемся на берега Балтийского моря, где они наводили страх на всех прибрежных жителей, овладели Новгородом и другими приморскими странами, вплоть до Дании, оставив в новгородской Бежецкой пятине так называемых Гофейских (Готских) казаков 47).

43) Ист. каз. стр. 66.
44) Страбон. VII, 3, 2-17.
45) Иос. Флавий. Иудейская война VІІ, 7.
46) Ист. казач. стр. 104, 14 - 149.
47) Греч, истор. Прокопий Кесарийский, живший в VI в., и др. утверждают, что Готы раньше назывались Гетами, а также скифами, савроматамн и др. именами. «Известия визант. Историков», ч. ІІ. И. Штриттер. СПБ. 1771 года. Стр. 1 и 2. Истор. каз. стр. 92-98.

В 106 г., в правление императора Траяна, Готы разорили римские провинции на Дунае, в 258 году ограбили берега Абхазии, принадлежавшее Византии, разрушили Трапезунд и многих жителей и богатства перевезли на берега Азовского моря: в 262 и 263 г.г. Готы грабили берега Фракии и Малой Азии, а в 267 г. взяли Каподакию и разгромили Афины. (Не то же ли делали после запорожцы и донцы?). Готы говорили на древне-русском языке. Историки — VII в. Феофилакт и VIII Синкел и Феофан ясно и определенно говорят, что Готы или Геты есть имя собственное этого народа и что раньше они назывались скифами, а теперь славянами. То же говорят Туберони и Фома архидиакон. Солунский собор 1060 года назвал славянскую азбуку Кирилла «Готскою» 48). Но самым веским для исторической науки доказательством о славянстве приазовских Готов является нижеследующее. Христианство в Приазовье было распространено в IV в. Первым епископом всей Босфорании был Феофан, подписавший, в числе других и символ веры на Никейском соборе в 325 г. Проповедником же среди Готов Приазовья был епископ Ульфиил (Ульфила), который (будто-бы) изобрел готские письмена и перевел книги Священного Писания на готский язык 49).

В 359 году Ульфила принял учение Акакия, отвергнутое на Никейском соборе и, таким образом, отторг готскую церковь от кафолической 50).

Евангелие Ульфиила, написанное готскими письменами, теперь хранится в библиотеке Стокгольмского университета и представляет редчайшую для науки ценность. Алфавит, которым написано это евангелие и самый язык древне-русские, имеющие сходство с алфавитом евангелия Остромира и письменами древних Гетов Руссов 51). Эти то книги и нашли в Крыму, в г. Корсуне, братья Кирилл и Мефодий при путешествии в Хазарию: «обрете евангели и псалтирь Русски (по другим спискам — роушьскыми) письмены писаны».

Народы восточных берегов Азовского моря с первых веков нашей эры назывались еще Черкасами. Греческие историки, Птолемей (ІІ в.) и др. отмечают на средней Кубани (Вардане) Черкасу (Сер-асу), столицу Азов. Черкассы впервые упоминаются

48) Ист. Каз. стр 98.
49) «Церковная история». Сократ Схоластик. Акты соборов, т. I. Собор Никейский.
50) Истор. каз Гл. IX, стр. 130-141.— Христианство в Приазовье и древне-русская письменность.
51) Там же. Стр. 77, 82 и 137, где приведены образцы древне русской письменности.

в начале- II в. по Р. X.; они принимали участие в войнах римского императора Траяна с армянским и парфянским царем Парфаматисом. В 107 г. Траян в Малой Азии в г. Сате принимал вождя Черкасов Анквиала с большим торжеством и отпустил его с богатыми дарами. Анквиал, как правитель Черкассии, был известен и при приемнике Траяна Адриане (Светоний).

Карта Сарматской Европы

Все эти народы Приазовья и восточных берегов Черного моря, вернее — один и тот же древний народ Ас, Азос и Казос, разделенный на несколько самостоятельных общин, принял христианство очень рано, так что в ІV в. у них уже были свои храмы и богослужение совершалось на их собственном языке и именно — на славяно-русском. Об этом ясно свидетельствуют Иоанн Златоуст, Блаженный Иероним, церковный историк Созамен Саламанский, Валафрид Страбон и др., а впоследствии (в XVI в.) Герберштейн и (XVII в.) миссионер Крижанич 52).

Епископы области Чигии, Босфорании, а потом автокефальные архиепископы городов Томи (на Таманском полуострове) и Таны (в устьях Дона, Танаиды) —Томитанские, присутствовали на всех вселенских соборах 53).

Приазовские общины Черкасия, Чигия, Гетия — Готия или Джигетия, Роксолания, Алания, Индия и др., вообще весь народ Ас, в IV в. вошли в союз с прикавказскими и волжскими народами, образовав унию, от латинского unos —один, единение, союз народов. Этот союз или объединенный в одну монархию народ латинские историки стали называть Уннами или Гуннами, а греческие, ближе знавшие их и даже ведшие с ними переговоры, по старой привычке именовали Гуннов просто скифами или массагетами. Сам знаменитый Аттила, объединитель и вождь этих народов, носил титул: «Аттила всей Скифии единственный в мире правитель» (царь) 54).

Объединение прикаспийско-волжских народов с азовско-кавказскими, с аварами, кабарами (кабардинцами и др.,) началось, как сказано выше, еще в IV в. Это объединение вызвано усилением могущества черноморско балтийских Гетов,

52) Там же. Стр.. 132.
53) Там же. Стр. 133.
54) Там-же. Гунны и Хазары. Стр. 121 - 126. У греческих историков VI и VIІ в.в. р. Волга называлась Тилом или Черной рекой, Аттилой, Аталис, Атель, у татар Эдил, у арабов Итил, у осетин - Идил. Следовательно, вождь Гуннов носил имя великой русской реки Волги. Имена других гуннских царей и сыновей Аттилы были или греческие - христианские или славянские, как-то: Думат, Харатон, Вдила. Ярен, Горд, Валамир и др.

подчинивших своей власти почти все скифские и финские народы на пространстве от Черного и Азовского морей до Балтийского, по верхнему Дону, Оке, верхней Волге и др. рекам и завладевших в 350 г. даже Новгородом. (Иорнанд, историк VI в. «История Готов»).

Следовательно, об азиатском, т. е. монгольском происхождении Гуннов не может быть и речи, если не принимать во внимание, что по греческим и римским историкам Дон считался границей между Азией и Европой. Поход Аттилы на запад, на Дунай, Рейн и Францию и даже Италию, есть дело греческих политиков, старавшихся с помощью Гуннов обуздать западные римские провинции, стремившиеся отложиться от Византии. Большинство этих союзных народов и сам вождь их были христиане. Страх, наведенный гуннами на западные народы, их дикие нравы и безобразный вид, есть позднейшая выдумка латинских историков, подобная тому, как в 1812-14 и даже в 1914-15 г.г. западные хроникеры отзывались о казаках 55).

В 451 г. Аттила с 500-700 тыс. войска вторгся чрез Рейн в Галлию, имея впереди странные конные отряды Асов-Гетов или Массагетов из Приазовья с бритыми головами и бородами и длинными чубами и усами, в ярких, красных или синих кафтанах, вооруженных саблями и длинными копьями, неустрашимых и беспощадных в битвах. Действительно, было отчего западным народам придти в страх, а позднейшим латинским историкам и поэтам-сказателям разукрасить это нашествие неимоверными ужасами и свирепостью вновь появившихся врагов, между тем как современники и очевидцы этого похода, греческие историки, Приск и др., в нравах Гуннов ничего необыкновенного не находят, а описывают двор Аттилы, его пиры, приемы и повседневную жизнь с такими особенностями, которые невольно напоминают нам быт позднейших киевских великих князей X-XII в. в., например: на пирах пили мед и пиво или брагу из ячменя, девы пели скифские песни, рассказчики — былины, слушали смехотворные и вздорные речи юродивых и шутов, ломанье и кривлянье горбунов и т. п.56).

Несмотря на кажущийся поголовный поход жителей Приазовья с Аттилой на запад, в следующих веках, когда монархия Гуннов уже распалась, мы находим все общины народа Ас сидящими на своих старых местах. В VII в. они

55) Там же. Стр. 127.
56)Там же. Стр. 127-129.

вошли в состав вновь образованной Хазарской монархии, обнимавшей весь бассейн Дона, нижнюю Волгу и все пространство от Каспийского моря до Черного и Азовского.

Возникновение этой разноплеменной монархии при поверхностном взгляде кажется довольно странным, но если принять во внимание засилье черноморско-балтийских Гетов, вызвавшее раньше объединение тех же народов в Гуннскую монархию, и начавшийся у Гетов по смерти 110-летнего их гетмана Эрмана развал, за которым последовали большие смуты на пространстве всей нынешней Европейской России, то объединение народа Ас с тюрскими племенами Северного Кавказа и Прикаспии, дабы сохранить свою целость, является естественным. Это объединение напоминает современный Юго-Восточный Союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей, заключенный 20 октября 1917 году. Во всех трех случаях причины объединения юго-восточных народов современной России были одни и те же. История повторяется.

В X в. греческий император Константин Багрянородный о народах Приазовья и восточного берега Черного моря говорит, что за Босфором (за Керченским проливом) находится устье Меотийского озера, которое по его величине все называют морем (Азовским). С восточной стороны море это принимает многие реки, каковы: Танаис, идущий от Саркелы (от Переволоки) и Харакул (северный рукав Кубани — Кара — Ингул). Кроме того, реки: Бал, Бурлик, Хадырь и др. (рукава Кубани). Устье Меотиды, вливающееся в Понт, также называется Бурлик: здесь есть г. Боспор, а напротив его лежит город Таматарха 57). От Таматархи на расстоянии 15-20 миль есть р. Укруг (Кубань, отделяющая Зихию (Чигию) от Таматархи (области). Зихия простирается на разстоянии 300 миль от Укруха до р. Никопсис. Выше (дальше) Зихии лежит страна Папагия, выше Папагии — Казахия...58) Позади Кавказа — Алания... от Зихии по морскому берегу (к югу) лежит Авазгия (Абхазия) 59).

Казахия, Папагия (Кабарда) и Алания у этого историка показаны не точно, видимо, сам автор в данном случае не разбирался в описываемой им местности, т. к. в другом месте

57) Таматарха от Томи — город на Таманском полуострове и тарх торг, по-осетински тарх, молдовански тырг,Астрах-нь, Ас-тархань, торг Асов. Тарханная грамота — на свободный торг, обеленный от податей, пошлин, выкупная на торг грамота. Таматарха в русских летописях Тмутаракань — Таманский торг с пристанью Томи или Томеа. Торг этот нередко переносился в устье Дона в Танаиду или Тану.
58) «Истор. казач. Стр. 64 и 69.
59) Конст. Багр. «Об управлении империей», гл. 42. «Ист. каз.» Стр. 64.

он говорит, что аланы заграждали сообщение волжским хазарам с кавказскими, т. е. с Кабардой и Казахией, а также с Саркелом, а потому, надо полагать, Алания в те времена простиралась от Казахии, расположенной по нижней Кубани, далеко к северу, до самого Дона. Впоследствии воловцами и татарами аланы были ограничены в той местности, в которой их застал Иосафат Барбаро в 1436 г., т. е. на восточных берегах Азовского моря, жившими на пространстве 12 дней пути от Азова вплоть до Черкасии. Аланы, Черкасы и Готы, жившие у Черного моря и в Крыму, исповедовали христианскую веру. По словам Барбаро, аланы сами себя, на своем языке, называли Ас 60).

Русский летописец Нестор говорит, что в IX и X в. в. по Дону жили Хазары, которым Поляне платили дань. К югу от нижнего Дона — Ясы (Асы) и Касоги, по другим летописям — касаги. Киевский князь Святослав в 965 году разгромил Хазарское или Казарское царство, взял главные города их Саркел и Итиль, где ныне Астрахань и, таким образом, всю эту страну подчинил своему влиянию вместе с полуостровом Таманским. С этого времени все Приазовье вошло в составе владения русских великих князей.

Поход Святослава в хазарскую землю, главным образом, был вызван с одной стороны, засильем волжских и прикаспийских хазар — тюрок, бывших под влиянием иудейства и уже проникавшего туда магометанства, а с другой — нежеланием приазовских и донских христиан Гетов-Азов подчиняться коганам, жившим в Итиле, или Балангиар 61). Азы искали помощи у более родственной им и уже организованной Киевской Руси, куда многие из них переселились еще в княжение Игоря. В 945 году они уже имели в Киеве населенный конец и соборную церковь св. Ильи 62).

Летопись говорит, что Святослав также победил Ясов и Касогов, живших, вероятно, на Кубани, чтобы завладеть Таматархой, т. к. последняя при князе Владимире, под названием Тмутаракани, уже составляла удел русских великих князей, но умалчивает о том, чтобы этот завоеватель вступал в битвы с хазарами Приазовья. Вернее, с

60) Библ. иностр. писат. Т. I. гл. I, п. 10. 1836 г. В. Семенов.
61) Балангиар — столица хазарских каганов близ устьев Волги, она же Итиль или Атель. Коган, каган, кохан, хакан, кхахан, кхан и хан — так назывались избираемые народом правители смешанного тюрско-арийского государства в Закаспийской области еще в V в., каковое название означало любый, коханый, избранный, народом батька, гетман. Коганом называли и кн. Владимира Святого. Ист. каз. стр. 142. Этот титул встречается и в Слове о Полку Игореве.
62) Ист. каз. Стр. 148 и 150.

помощью их он разгромил хазар волжских и прикаспийских. На несогласия Азов Приазовья с прикаспийскими тюрскими племенами указывает и Константин Багрянородный, говоря, что в 948 г. воины под начальством вождя Косака победили тюрок и остались жить между Доном и Днепром. О победе казаков над казарами (прикаспийскими) говорит и Синопсис Киевский.

В состав Хазарского царства, как сказано выше, входили общины народа Ас: Черкасы, Инды, Казахи, Чиги и Аланы, а также народы Северного Кавказа — Кабары, Авары, Команы или Куманы (степняки), тюркские племена Прискапии и Болгары или Болгары нижней Волги, так называемые Черные Болгары, принадлежавшие к русско-славянскому племени.

Арабские историки VIII-XI в., которым обитатели степей были хорошо известны, определенно говорят, что некоторые племена язычников, обитавших в земле хазарского царя, суть Славяне и Руссы; что из них набираются отряды в его войско и что они населяют целую часть его столичного города Итиля. В 913 г. Руссы на 500 кораблях из Волги вышли в Каспийское море и произвели страшное опустошение на его берегах. (Масуди, живший IX и X в.в.). Далее, что Славяне и Русы принадлежали к одному племени и говорили на одном языке, но на разных наречиях, что они плавали на кораблях по р. Славонии (Волге) и Каспийскому морю, а также ходили караванным путем до Багдада. (Касум. Книга путей и государств). Они были злейшими врагами, как и хазары, арабов (мусульманства), даже врагами всего мира. (Эль-Табари. «История царей». Жил с 839 по 923 г.).

Ибн-Фадлан, живший в первой половине X в. и лично посетивший Камскую Болгарию, называет болгарского царя «царем Славян», город Болгар «город Славян» и весь тот край «страною славян». Этот же историк добавляет, что после смерти русского язычника на Волге, Руссы сожгли его труп и на этом месте насыпали курган, в средину которого водрузили большой столб и написали на нем имя умершего и имя русского царя.

Следовательно, помимо указанных выше народов, в состав Хазарской монархии входили в большом числе еще Славяне Волги и Руссы и именно — Геты Руссы, элемент беспокойный и мало подчинявшийся коганам, живший по Дону и у Азовского моря.

Какова численность славянского населения была в Хазарской монархии, можно видеть уже из того, что по словам

Баладури, писателя IX в., арабский полководец Мерван во время набега на Хазарию, взял в плен 20 тысяч славян и поселил их за Кавказом 63).

Походы Руссов на Волгу и Каспийское море в 913 и 944 г.г., наделавшие много шуму на востоке, но о которых киевские летописи ровно ничего не знают, наводят на мысль, что походы эти предпринимала не днепровская Русь, а приазовская.

Арабские историки — Истархи и Ибн-Хаукал (в X в.) говорят, что Русь состоит из трех племен: первое, царь которого живет в г. Куяба (Киев), второе — Славия (Новгородская) итретье — Артания, царь которого живет в Арте. Истархи прямо указывает, что Арта находится между Хазаром и Дунайским Болгаром, другие — между Хазарией и Румом (Византией). Кроме того, Иб-Даст и Мукадеси говорят, что Русь обитает на большом острове, окруженном озером и покрытом лесами и болотами, сыром и нездоровом. Ибн-Даст (Х в.) повествует, что Руссы живут на лесистом и болотистом острове, окружность которого равняется 3-м дням пути; Руссы эти занимаются мореходством и пиратством. Захваченные в соседних землях рабы ими сбываются в Итиле, столице Хазарии. Далее, у Ибн-Фаддана (921 г.) говориться о привозе в Хазарию разных товаров из Руси, Булгара или Волгара (с Камы) и Куябы; также о том, что Руссы были высокого роста, светловолосы, носили короткую одежду, секиры, широкие обоюдоострые мечи с волнообразным лезвием и любили выпить 64). Следовательно, у арабских историков и географов речь идет о Руси, жившей смежно с Хазарией, ходившей по Дону на Волгу и Каспийское море и наводившей страх на мусульманские земли. Арабы даже полагали, что от нижнего Дона к Волге идет какой-то рукав, по которому Руссы от Азовского моря переходили судами в Каспийское, а между тем переход этот совершался в X в. волоком, как это делали впоследствии донские казаки. Арабские ученые, описавшие Хазарию и соседние с нею страны, по поручению калифов, знали хорошо Волгу до Камы, слышали про Славонию (Новгород), бывали и в Киеве, говорят в то же время про третье племя Руссов — Артанию, живущее между Хазарией и греческими владениями, на большом болотистом острове Русии (Истархи), отважном и храбром народе, вооруженном секирами и мечами,

63) «О завоевании стран». Баладури, арабский истор. IX в. (Умер 832 г.).
64) «Известия масульманских историков и географов о Славянах и Руссах», переведенные проф. Гаркави, 1872 г., проф. Хвольсоном, 1870 г. и др.

врагах прикаспийского мусульманства и даже врагах всего мира, понятно, мусульманского же, — эта Арта или Артана (Ар-Тана) есть Азовско-Черноморская Русь, располагавшаяся на болотистых и лесистых островах дельт Дона и Кубани, каковыми в то время эти острова в действительности и были. Только при участии этой-то Тмутараканской и Донской Руси киевляне и могли совершать морские походы на Византию в 865 и последующих годах. Эта же Русь и помогла Святославу разгромить восточную часть Хазарии с г.г. Саркелом и Ителем 65).


Асуры-Асы и Геты | Страница 3 из 9 | Тмутараканская и Донская Русь

Опубликовано с разрешения правообладателя. Источник: http://www.passion-don.org/historydon.html


Реклама:
История | Археология | Религия | Казачество