История * Ефремово-Степановка Вход
   Статьи по теме  

В.А. Ларенок Меотские древности или рассказ о древних  жителях Ростова

Заселение нижнего Дона и Приазовья от киммерийцев до казачества

Т. A. Скрипник. Амазонки в античной традиции

E.E. Фиалко. Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам

Е. П. Савельев. Археологические очерки Дона. Выпуск ІІ-й. Городища дельты Дона. Часть I. Река Танаис

Е. П. Савельев. Амазонки. Глава из книги История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях. Часть І. Предки казачества. Из Главы VII.

М. И. Артамонов. Средневековые поселения на Нижнем Дону

В.А. Ларенок, П.А. Ларенок. Некоторые черты погребального обряда некрополя Кобякова городища первых веков н.э.

А. Сидоров. Краткая история донского казачества

Е. П. Савельев. Типы Донских казаков и особенности их говора

М.И. Крайсветный. О роли народов Кавказа в раннем этногенезе донского казачества


   Лента путешествий  

 Без приключений
 Зимнее Провалье
 Елань моей мечты
 Жёлтая река
 У подножья белых гор
 Завтра будет весна
 На границах времён
 Хутор Дубовой. Век спустя
 Новые просторы
 Чудесное Мержаново
 Вдоль Кадамовки
 Сквозь ливни
 По донскому займищу
 В Чертково на кулички
 Пляжный отдых в Цимлянске
 Тайна камней Лепетюхина
 Утро на Песковатке
 Белая балка
 Ледяной туман
 Осеннее тепло
 Осенняя рыбалка на Дону
 Река, вода, гора
 По грязи к скалам
 На песчаном перекате
 Жаркий полдень – плоский свет
 Бросок по Левобережью
 Майский калейдоскоп
 Весенний марафон
 Воскресный день в Гуково
 Мечта сбывается
 Осень на Калитве
 Снежная поездка
 На двух колесах по тракту
 Прямоликие Криворожья
 Мелеховская. Утро туманное...
 Мелеховская. По станице
 Осень среди скал
 Вечерняя прогулка
 Ночь на Чиру
 Каменная балка
 Мелиховская - Пухляковский
 Вёшенская. Лето-2011
 По берегам Калитвы
 На реке, на Быстрой
 Май у Авиловых гор
 Хутор Ленин
 Кости скифа
 Весенняя лихорадка
 Балка Дубовая
 Хутор Богачев
 Лёгкое дыхание зимы
 Просто на память
 Осень в пойменном лесу
 Грибы Донских степей
 Верхний Попов и Дядин
 Балка Западная
 Степная река Кагальник
 Скалы, гроты и красоты
 На древних просторах Подонья
 Волошинский пруд
 Станица Бессергеневская
 Каменская астроблема
 Золотые Горки
 Парамонов — Степной Кут
 Мелиховский юрт
 Парамонов: образцовая улица
 Верхнедонской район
 Большая Белая Круча
 Вот и зима...
 Зимний лес
 Фотоэкстрим +40
 Атаманское лесничество
 Вячеслав — Парамонов
 По балкам и родникам
 Хутор Донской Государев
 По каналам Левбердона
 К истоку Аксайки
 Туманы реки Калитвы
 Лысогорка в мае
 Мусорный ветер
 Весна Сухого Несветая
 Степь да степь кругом
 Выезд на грани весны
 Три Брата и Шар желаний
 Кагальницкие плавни
 Рыба горячего копчения
 Синий курган
 Рождественские катания
 Городищенская лесная дача
 Жемчужина Северского Донца
 Донбасский коктейль
 Да, скифы мы...
 Остров Куркин
 Галопом по Калитве
 Раздорские склоны. Ч.3
 Раздорские склоны. Ч.2
 Раздорские склоны. Ч.1
 В тоннелях Большого Лога
 Фотоэкстрим
 О камнях и не только... Ч.2
 О камнях и не только... Ч.1
 Тайны горы Городище
 Верхний Дон: от М до М
 Каменный
 Кундрюченский анабазис
 Вброд и вперёд!
 Дорога в никуда
 Морская — Мержаново
 Рыбалка на Верхнем Дону
 Три дня вдоль Тузлова
 На склонах Мержаново
 Фидер за третьей косой
 Затерянный мир
 Большой Камень
 Прогулка по Белому Каньону
 Другая гора Городище
 Донец. Рыбалка в октябре
 За судаком и щукой
 Река Сухая
 Каменное поле - отгадки
 По следам метеорита
 Дикий мир Моря
 Типичные кучугуры
 Гребля и Море
 Владимировский карьер
 Большая Излучина Дона
 Загадки каменного поля
 Дикие камни горы Городище
 Белая Калитва. Две Сестры
 Белая Калитва. Пигарька
 Вдоль Дона на велосипеде
 Ростовский Стоунхендж
 Лучшая осенняя рыбалка
 Аксай. Таможенная застава
 Старочеркасск. Ратная церковь
 Старочеркасск. Колокольня
 В ноябре под Багаевкой. Ч.1
 В ноябре под Багаевкой. Ч.2
 Старочеркасск. Собор
 Ночь на Дону
 В Манычскую за рыбцом
 Вёшенские хождения
 Вёшенская. Часть 3
 Вёшенская. Часть 2.
 Вёшенская. Часть 1.
 Крынка
 Путешествие в Багаевку
 Путешествие в Лысогорку
 Богудония
 Кобякова балка
 Прогулка по Зелёному острову


 История Донского края
 
   Слобода Ефремово-Степановка  

Из исследования Н. М. Скринниковой:  Историческое и религиозное развитие слободы Ефремово-Степановка. М., 2009

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4
 

Чаще всего встречается мнение, что слобода Ефремово-Степановка была основана Степаном Ефремовым. Но из летописи известно, что предок Ефремовых московский купец 1-ой гильдии Ефрем Петров побывал на этих землях еще во второй половине 17 в. Здесь он и похоронен — на кладбище до недавних пор находилась надгробная плита «Ефрем 1614 – 1697»; Этот факт был задокументирован краеведом Кириллом Кугатовым.

Плита на могиле Ехрема Петрова
Плита над могилой Ехрема Петрова. Вновь найдена краеведами Ефремово-Степановки под руководством Н. М. Скринниковой в 2010 году. Фото Борис Панасюка

Ефрем Петров, страдая долгие годы кожной болезнью /19,с.16/, от казаков узнаёт о целебной воде. «Служивые казаки, команда курьеров из 7 человек под начальством урядника Быкадорова, в Черкасском военном гарнизоне при войсковом круге совершали служебную поездку из столицы Дона Черкасска в Мигулинский форпост в верховье реки Дон, на обратном пути они следовали в Митякинский на Донце форпост». /19,с.19/ Из-за сильного снегопада и вьюги они сбились с пути, переехав по льду реки Калитвы и проехав около 2-х верст, увидели криницу с незамерзающей водой. «День 6-го января год 1678 праздник Крещенье, вода в оной кринице наполнена до поверхности с землей и неизвестными скитальцами … сплетенный из лозы сруб опущен в криницу, вода вкусная, пресная, мягкая … по течению с криницы более аршина растительность, трава имеет живую внешность, как она бывает летом».

Святая Криница, с которой и начиналась история Ефремово-Степановки

Святая Криница «10 пятница». Ее праздник ежегодно бывает в 10-ю пятницу после празднования Пасхи. С неё и начиналась история слободы Ефремово-Степановки. Фото Бориса Панасюка

Поляна у Святой Криницы

Поляна у Святой Криницы. Фото Бориса Панасюка

Ручей, вытекающий из Святой Криницы

Ручей, вытекающий из Криницы. Фото Бориса Панасюка

Ручей, вытекающий из Криницы зимой

Ручей, вытекающий из Криницы зимой. Фото Бориса Панасюка

Огромная ива у Святой Криницы

Огромная ива возрастом более 100 лет, растущая вблизи Криницы. Фото Бориса Панасюка

Близ криницы казаки обнаружили «5 семейств и 2 парубка», которые жили в землянках, сеяли жито на 2-х десятинах, имели 4 коня, 2 кобылицы, 2 вола, 4 коровы и «рыбы завсегда вдоволь». Они рассказали казакам, как исцелился торговец-лавочник Сутормин Никанор, который долгие годы болел «сыпь у него по телу была, он пил воду с криницы и обмывал все тело». Избавившись от сыпи и язв, в знак благодарности передал икону целителя Пантелеимона. /19,с.20/

Балка Горны

Балка Горны. Фото Бориса Панасюка

Узнав об этом, на 2-ой день после Троицы (июнь 1678) купец Ефрем отправился в путь. Поселенцам, живущим близ криницы, Ефрем Петров привез: лопаты, мотыги и вилы, кожу и подошву, холсты, иголки и нитки. На криницу привез образа Богородицы и Николая Чудотворца. /19,с.23/ Ефрем Петров пробыл у криницы 48 дней, исцелился. В сопровождении отряда казаков осмотрел богатый край.

Лесистая долина, в которой расположена Ефремово-Степановка

Лесистая долина, где расположена слобода Ефремово-Степановка. Фото Бориса Панасюка

По приезду в Черкасск Ефрем Петров внес в казначейство небольшую сумму денег за ренту озер и прилегающих к ним берегов реки Калитвы сроком на 12 лет. Получив разрешение на ловлю рыбы и патент от казначейства на право переработки рыбы, а, также получив реестр от Войскового круга, атамана Области войска Донского со списком отправляемых на жительство холопов, куда были приписаны и все жильцы криницы «на день праздника Александра Невского, в конце августа месяца, обоз из 15 повозок, запряженных волами, верблюдами и конским тяглом, двинулись в путь». /19,с.31/

На землях будущей слободы началось строительство жилья, было построено помещение для засолки и хранения рыбы, 8 десятин земли засеяли рожью. В 1690 г. Ефрем Петров вновь продлил ренту на 12 лет до 1702 г.

В июле 1697 г. Ефрем Петров собрался на криницу, перед отъездом он отслужил молебен в Черкасском храме и попросил благочинного отца Иоанна отпустить с ним священника, дабы он там крестил новорожденных по обычаю православной веры, исповедовал и причастил проживающих там людей и много лет не говевших. Для этих целей был послан о. Серафим Греков. Предчувствуя, что жизнь идет к закату, Ефрем написал завещание на своего наследника племянника Ефрема Петрова и внука Данилу Ефремовича Петрова. После двухнедельного пребывания у криницы, 5 августа 1697 г. Ефрем слег. Были посланы нарочные «об двух конь» каждому в Черкасск к племяннику. Ефрем Петров и его сын Данила в сопровождении 25 конных вооруженных казаков прибыли к больному. Предлагали немедленно отправиться с ними домой, но Ефрем отказался и просил похоронить его здесь, его желание было выполнено.

Много лет спустя, Данила Ефремов основал на этих землях слободу и назвал ее в честь своего сына Степана Даниловича Ефремова. «В ознаменование будущей своей центральной усадьбы и вотчины по приказанию полковника Ефремова на месте стоянки у озера был вкопан столб с надписью: земля и двор Ефремова Данилы в окружности 17-20 верст, год 1720, месяц июль, день среда, праздник Петра» — записано в путевом дневнике адъютанта Процыкова. /19,с.59/

В это же время появился в слободе монах Стефан из Лисичанского монастыря 35-40 лет, не раскольник. Данила Ефремов позволил ему выполнять обязанности священника: «псалтырь читать по покойнику, новорожденных крестить, детвору молитвам учить, да чтобы народ в Великий пост говел, соблюдал посты, а также среду и пятницу; по воскресным дням отправлял службу, венчал молодых». Данила созвал с юрта взрослых жильцов и приказал незамедлительно соорудить часовню. Иконы же, ладан, паникадило, подрясник и всю церковную утварь обещал прислать с Черкасска. /19,с.61/ Плита с могилы монаха Стефана с надписью «Стефан архидиакон 1682-1779» находится в реке. В шестидесятых годах прошлого века плитами со старого кладбища укрепляли мост.

После смерти отца Степан Ефремов назначил управляющим вотчиной своего шурина Белоконева Георгия Евграфовича есаула в отставке. «Белоконев Г.Е. … из мещан, сын священника. Получил военное образование в юнкерском военном училище, имел воинский чин штаб-офицер, находился на службе кадровым в казачьих войсках. Был женат на родной сестре атамана Дона помещика Ефремова Степана Даниловича на Алле Даниловне Ефремовой. По протекции атамана Дона Ефремова Степана Белоконев был назначен командиром эскадрона Гвардейского полка, находившегося в Санкт-Петербурге при охране дворца Ея Величества Государыни Екатерины». /19,с.42/

Интересно письмо Степана Ефремова к Белоконеву: «… рад душею, молюсь Богородице, за благополучное прибытие в мою Степановскую вотчину, ссыльных переселенцев с Воронежского края, … твои заботы в создании жилья, питания и устройства каждого коего ремеслу, лежат на твоей совести. Сохраняй и расширяй богатства мои. Так завещал нам потомкам наш прадед Ефрем, умерший 66 лет тому назад в Степановской слободе, на реке Калитве в 1697 году. … следует тебе Георг Евграфович создать кустарные ремесленные мастерские, многих видов, чтобы удовлетворяло потребность в моих имениях, а кои предметы или вещи будут в избытке, а по красоте изящны и потребны для нужд населения Дона, станиц, хуторов и юртов, то отправлять оные товары в торговые склады, мои магазины в Черкасск. В области полеводства расширяйте посевы зерна особливо жито и пшеницу …фасоль, чечевицу, горох и просо на пшено. Масленичные культуры сурепа, горчица, а лен и коноплю для кудели на бечеву и нитки для рыболовецких неводов и ткать полотно льняное и холст из конопли. Делай расчет, потребность в зерне с запасом на 2-3 года на случай засухи или войны. …сооружайте водяные мельницы и маслобойни, временно делайте ветряные мельницы для размола зерна на каменных жерновах … к весне в мае месяце готовьте строевых выезженных коней готовых к службе в кавалерии голов 600-700 для продажи в казну. Георг Евграфович! Дабы крепостные крестьяне мои подопечные и работный люд в моих имениях жил бы отменно … в части посильного труда, питания, одежды и обуви, то прояви ты к ним свою заботу. … Как было, так и остается основное направление хозяйства моих владений остается коневодство, конезаводы и чтобы через 5-7 лет коней в моих конезаводах было бы близко к 10000 голов, в этих целях я учредил должность смотрителя». /19,с.40-41/ (Еще Данила Ефремов получил «санкции от Высочайшего повеления на использование свободных земель Донецкого округа: степей от Синего Кургана до реки Северный Донец у Калитвенской станицы 65 верст» для развода коней. /19,с.69/ В связи с этим Данила приказал перегнать из своих юртов Черногаевского на Тузловке и Матвеево-Кургана на реке Миус на реку Калитва в свободные степи около 2000 коней).

Гора Синий Курган — северная граница владений Степана Ефремова

Гора Синий Курган. Фото Бориса Панасюка

В слободе Степановка начали действовать кустарные ремесленные мастерские. За 6 месяцев с ноября 1762 г. по апрель 1763 г. накопился товар:

  • войлок для кавалерийских седел, холст из овечьей шерсти для палаток, полушубки военного образца, сапоги валенные, кожа сыромятная для сбруи и седел, сбруя готовая, хомуты, вожжи, уздечки, шлеи, обрати и прочее; бечева пеньковая, канат пеньковый, арканы пеньковые, конопляные, арканы с конского хвоста, людская обувь, мужские и женские чеботы, штиблеты, черевики, праздничные господские туфли и комнатные разные тапочки;
  • кожевыделанная юхта и подошва, холст тонкотканный, полотно льняное, ковры российские и коврики, бочонки и баклаги для содержания воды в степи, рыболовные неводы, шапки каракулевые, кожи выделанные: волчьи, лисьи, лосьи, шкуры сайгаков, зайца, байбаков.
  • прядильно-ткацкое оборудование домашнее: прялки, гребень, дныше, цевки, веретено.
  • головные роговые гребни женские и расчески мужские, 10 бочонков копченый окорок бараний, 15 бочонков двухпудовых сельдь, 15 бочонков вяленый судак, 8 бочонков вяленый рыбец, 30 кулей сухой тарани, черные бурки кавказские 30 штук.
  • гончарные изделия: корчажки, макитры, махотки, чашки, кружки и, как показной экспонат, кирпич жженный, черепица опаленная, известь, мел натуральный – глыбы.
  • породы растительного леса (обрез в виде чурки длиной аршин): дуб, верба, ольха, тополь, ясень, карагич, береза.
  • сушенные лесные из дичек яблоки, груши, терен, шиповник, боярышник, калина, хмель, щавель домашний и конский.

В конце апреля 1763 года все товары погрузили на 22 подводы конные и 10 верблюжьих и двинулись из Степановской вотчины в путь и 5 мая обоз с товаром прибыл в Черкасск. /19,с.44-45/

При Даниле и Степане Ефремовых заселение войсковых земель приняло большие размеры. Царские указы и грамоты о воспрещении принимать и селить на казачьих землях малороссиян не исполнялись, так как никакие меры не могли удержать живой человеческий поток, стремившийся на свободные и плодородные земли, где переселенцы находили ласковый приют, получали разные льготы и чувствовали себя вполне свободными. Поэтому правительство, видя невозможность привести в исполнение раньше изданные свои распоряжения о высылке с Дона беглых, и не желая обострять отношения с казачеством, столь необходимым в военном деле, вынуждено было в 1763 г. произвести перепись, такая же перепись была начата в то время и по всей России (3-я ревизия). Кроме малороссийских, на Дону оказались великорусские крестьяне, купленные у помещиков в русских губерниях. По повелению Екатерины II все эти «новоприходы» были оставлены на Дону навсегда и обложены в пользу казны семигривенным окладом. /29,с.438/

К 1 июля 1763 года перепись людей, населяющих имения и владения помещика Ефремова в Донецком округе, была закончена. Перепись проходила под руководством главы комиссии чиновника юстиции князя Юсупова Юрия Кирилловича и сенатского чиновника особых поручений, юрист 1-ой категории Одоевского Генриха Исааковича. В реестры были вписаны люди временно пребывавшие или беглые, живущие негласно, о чем был составлен артикул, который гласил: «Год 1763 июля первого числа месяца слобода Степановка на реке Калитве. Донецкого округа Области войска Донского центральная вотчина имений помещика дворянина правителя Дона атамана Ефремова Степана Даниловича. Оная вотчина расположена в низовьях реки Калитвы, на северо-восточном направлении Донской столицы Черкасск. Начало узаконенной земли владений помещика Ефремова от горы Синий Курган, где впадает в реку Калитву речка Ольховка, радиус земли 32 версты. Траектория площади земли трактуется точкой опоры от горы Синий Курган на запад до лесной балки Курнолиповая и под прямым углом на юг массивы земли Рудаковские степи, Калитвенские солонцы, Злодеевские клочковские степи вплоть до юрта Осташкин и по горизонту на восток через Шарпаевский юрт и реку Калитву, и по над правым течением реки Больша через лесное урочище Дубрава до лесной балки Анисимова, затем на север через поля Четвертного и Острого кургана вплоть до течения реки Ольховая с версту ниже поселения Макеев юрт помещика Позднеева, и межа, пересекая реку Ольховая, до течения ручья Гусынка и через реку Калитву до горы Синий Курган…. Кроме вышеуказанной территории землепользования помещику господину Ефремову (Даниле) указом Ея Величества Государыни Елизаветы, ныне покойницы, повелено занимать свободные степи фонда казны под выпасы и сенокосы для коннозаводских табунов, за пределами своей территории…. Общий радиус земельных массивов 105 верст, свободные казенные земли считаются в пользовании помещика господина Ефремова в виде аренды на 15-20 лет бесплатно. Люди проживают или временно пребывают, как кочующие пастухи, в нижеследующих местах: центральное имение слобода Степановка на реке Калитва, …

Людей, проживающих во владениях помещика Ефремова С.Д. — 638, из них:

  • великороссов – 238 душ;
  • малороссиян – 363 души;
  • казаков Донских – 19;
  • калмыков – 16;
  • поляков – 2.

Великороссы и малороссы веры православно-христианской, казаки веры христианской по обычаю староверы, калмыки из 16 душ 15 – веры буддейской, один человек по имени Ахмед (Афанас) принял веру православных христиан, поляки веры католической. Примечание от комиссии: 2 человека мужского пола, одному 19 лет, второму 22 года, подлежат условной записи, но к труду и оброку не подлежат. Первый из них малороссиянин Павло Евсюков – малоумный, второй великоросс Новодранов Стефан – эпилептик.Во владении помещика Ефремова церкви нет, имеется в Степановке часовня вместимостью 15-20 человек. Службу в часовне ведет монах Стефан. Оный монах, кроме службы в часовне, отправляет службу каждую пятницу у родника криницы в Горновской лесной балке. Та криница содержится в богоугодном виде, как целебная вода в ней. Основное сельское занятие помещика господина Ефремова коннозаводчик. Искреннюю правильность своей миссии изложенного выше артикула, мы полномочные от правительства Российской империи чиновники Юсупов и Одоевский, своими подписями под страхом нашей данной присяги перед Евангелием Христа Спасителя подписываемся: полномочный чиновник князь Юсупов, чиновник особых поручений юрист Одоевский, владелец имений помещик Ефремов С., гл. управляющий Белоконев, генеральный писарь-казначей Толкачев, представитель от крепостных крестьян Годовиков Ахмед. С сего числа июля первого дня 1763 года произвольно наименовавший покойный помещик Данила Ефремов именем своего сына Степана село Степановка именовать в дальнейшем слобода Степановка-Ефремова Донецкого округа Области войска Донского и внести ее в географическую карту Дона. А также учредить административное управление в слободе Степановка-Ефремова, возглавляемое старостой сельским и при нем писарь, которые отвечают за сбор податей-оброков. (Из записей дневника генерального писаря Толкачева Савелия Игнатьевича). /19,с.58-59/

В связи с открытием в 1839 году статистического комитета, появились новые данные о слободе.

В слободе Степановке по уставной грамоте от 24 мая 1859 года по плану топографической съемки, проведенной «в 1843 г. в довольствии сей слободы находится земли: удобной – 21537 дес. 163 саж., среднеудобной и неудобной – 2600 дес. 1855 саж.». /1,с.12/

«Грунт земли по правой стороне реки Калитва состоит из чернозема, а по левой большей частью из песка. Самое возвышенное место находится около кургана Четвертого». В слободе находится «при устье балки Липовой два господских сада, которые принадлежат полковнику Ефремову. Один виноградный длиною 35 сажень шириною 30 сажень, другой фруктовый длиною 35 сажень и шириною 65 сажень». /2,с.16/

В Степановке «при устье балки Горнов находится один господский дом с пристройками, принадлежащий полковнику Ефремову и 276 крестьянских дворов с числом 1140 душ мужского пола, 1125 женского пола». /3,с.18/

В селении слободы «по правой стороне реки Калитвы находится господский ток, обрытый рвом и обнесенный дерном с каменной клунею, в которой находится чугунная машина…». В Степановке есть деревянная водяная мукомольная мельница о четырех постовах с Валюшами. …на балке Рассыпной находятся два мужичьих зимовника и скотьевой деревянный баз. На балке Иванках находятся господский и мужичьи скотские базы деревянные. Все сии заведения принадлежат подполковнику Ефремову». /4,с.28/

«…Рыбная ловля в озере в ставу реки Калитвы остается в распоряжении владельцев, крестьянам дозволяется ловить рыбу в другом месте реки Калитвы в пределах отведенного им поземельного надела. Воды использовались и в качестве водопоя, но водопои в озере противу экономического двора и в реке Калитве в распоряжении владельцев, а все прочие речки и в озере водопои среди крестьянского надела, должны состоять в общем пользовании владельцев с крестьянами». /5,с.4/

Бывший Панский став — озеро Заозерянское

Так выглядело озеро Заозерянское (Панский став) полвека назад. Фото из архивов жителей Ефремово-Степановки

На дне высохшего озера Заозерянского теперь густой пойменный лес

На дне высохшего озера Заозерянское теперь — густой пойменный лес. Фото Бориса Панасюка

Реки Калитва и Большая с первых весенних дней, когда начинают таять льды, наполняются водой, которую стремительно несут к ним все притоки, особенно балки и ручьи. Вода разливается по окрестностям, так «11 марта 1877 года разливом реки Калитва в сл. Степановка и п. Ново-Николаевском снесено 19 домов». /30,с.96/

Река Калитва у Ефремово-Степановки

Река Калитва у Ефремово-Степановки. Фото Бориса Панасюка

Несмотря на это река Калитва не судоходна.

После реформы 1861 г. многие крестьяне были посажены на паек земли, который брали в аренду. Из выкупного договора между наследниками подполковника Н.Ефремова и временнообязанными крестьянами слободы Степановки следует, что владельцы продают крестьянам «на 1652 души 10 ревизий земли по 1,3 душевого надела, то есть по 1-ой десятине и 4000 кв. сажень на каждую ревижскую душу, всего 1227 десятин земли и 800 кв. сажень, включая в это количество и всю крестьянскую и усадебную оседлость ценою по 40 руб. серебром с каждой ревижской души, всего на сумму 66800 руб. серебром. Деньги эти крестьяне должны уплатить сполна в течение 3-х лет, а именно 1863 и 1864, 1865 в каждый год по 22,026 рублей 66 и 2,3 коп. серебром». /6,с.2/

Чтобы проследить динамику развития слободы, необходимо сравнить статистические данные за 1873 г., 1915 г., 1920 г. и 1926 г.. «По переписи 1873 г. в слободе Ефремово-Степановке: дворов – 887, хозяйств – 914, наличного населения – 3026 м.п., 3120 ж.п., войскового сословия – 18 м.п., 3 ж.п., приписное население невойскового сословия – 2623 м.п., 2695 ж.п., дворяне потомственные и их семьи – 3 м.п., 1 ж.п., дворяне личные, чиновники и их семьи – 15 м.п., 6 ж.п., лица духовного звания и их семьи – 27 м.п., 25 ж.п., казаки Донского войска и их семьи – 8 м.п., 1 ж.п., купцы – 1 м.п., 1 ж.п., мещане – 46 м.п., 39 ж.п., крестьяне – 2918 м.п., 3034 ж.п., православных – 3019 м.п., 3114 ж.п., ламаистов – 1 м.п., 4 ж.п., прочих вероисповеданий – 6 м.п., 2 ж.п., великорусский – 101 м.п., 73 ж.п., малорусский – 2917 м.п., 3041 ж.п., прочих языков – 8 м.п., 6 ж.п.». /35,с. 396-397/

«На 1915 г.: Еф.-Степановка сл., Еф.-Степановская волость, при реке Калитве, дворов 940, 3200 дес. земельного довольствия, 5200 муж. п., 5000 жен. п., Донецкий округ, Д. Милютинского благочиния, Новочеркасского окруж. суда, Ворон.-Донского горного участка, волостн. и сел. Правление, земская больница, почт. отдел., церковь, 2-хклассное прих. училище, церк.-прих. шк., пар. мук. Мельница, масл. завод». /36, стр. не указ./

«После Гражданской войны в Степановской слободе числилось 3245 жителей, 651 двор, 10 мельниц, маслобойка, 11 мелких предприятий, 3 колодца, действовали 2 школы 1-ой ступени, библиотека, детский дом, 2 парторганизации». И в 1926 г. «русских общее количество хозяйств 704, муж. п. 1496, жен. п. 1791, обоего п. 3287, в том числе казаки – общее количество хозяйств (прочерк), муж. п. 16, жен. п. 12, обоего п. 28, украинцы – общее количество хозяйств 671, муж. п. 1416, жен. п. 1680, обоего п. 3096». /37, стр. не указ./

С 1873 г. по 1915 г. (за 42 г.) население слободы увеличилось на 4054 человек, на 53 двора стало больше. В Степановке преобладало крестьянское население православного исповедания.

После Гражданской войны численность населения сократилась на 7955 человек по сравнению с 1915 г. – это последствие восстания в слободе.

1926 г. вновь рост населения 6411 человек, разница с 1915 г. 3789 человек. Примечательно, что у казаков по переписи 1926 г. отсутствуют общие хозяйства, это результат расказачивания и массового террора против богатых казаков.

Бывший господский дом Ефремовых в слободе

Бывший господский дом Ефремовых. Фото Бориса Панасюка

Изначально деревянный, господский дом впоследствии был обложен кирпичом

Изначально выстроенный из дерева, дом Ефремовых позже был обложен кирпичом.  Фото Бориса Панасюка

Если рассматривать статистические данные, а до переписи 1873 г. была перепись 1763 г., то до 1915 г. происходит рост численности населения и, видимо, экономический рост. Это было связано и с тем, что Иван Николаевич Ефремов занимался пропагандой и распространением новинок, способствующих увеличению доходности и ценности земельных угодий. По его инициативе были учреждены сельскохозяйственные общества и был открыт склад для снабжения населения племенным скотом, семенами и орудием, устраивались выставки.

В конце 19-го, в начале 20 вв. в слободе существовали двухклассное министерское училище, две церковноприходских школы, школа грамоты, больница и др.. А после Гражданской войны в Степановке появился детский дом. За годы советской власти население слободы не превысило уровень 1915 г.

В настоящее время в Ефремово-Степановке проживает около 1000 человек.


Часть 1 | Стр. 1 из 4 | Часть 2

© 2011 Наталия Скринникова, текст
© 2011 Борис Панасюк, фотографии
© 2011 Портал Донские зори, публикация


Литература.
1. Областное по крестьянским делам присутствие. ГАРО Ф.213Оп.1Д.75
2. Дело о топографической съемке довольствия сл. Степановки и поселка Колушкино и Сергеева, принадлежащие подполковнику Н.С.Ефремову. ГАРО Ф 429 Оп.1 Д.1497
3. ГАРО Ф 429 Оп.1 Д. 1497 л. 18
4. ГАРО Ф 429 Оп.2 Д.8 л. 28
5. Уставная грамота сл. Степановка наследников подполковника Ефремова. ГАРО Ф 213 Оп. 4 Д. 6
6. ГАРО Ф 213 Оп. 1 Д. 281
7. Клировые ведомости. ГАРО Ф 226 Оп. 3 Д. 11271
8. ГАРО Ф 226 Оп. 3 Д. 8117
9. ГАРО Ф.226Оп.2Д.6339
10. Клировые ведомости. ГАРО Ф 226 Оп. 3 Д. 10810
11. ГАРО Ф.226Оп.19Д.311
12. ГАРО Ф.226Оп.3Д.9736
13. ГАРО Ф.4173Оп.4Д.102 Дело о Никольском молельном доме.
14. ГАРО Ф.2Оп.1Д.211
15. ГАРО Ф.4173Оп.5Д.21 Сведения об особо чтимых местах, чудесных иконах и кликушах в благочинных округах, отдельных приходах Ростовской области за 1959 год.
16. ГАРО Ф.4173Оп.5Д.11
17. ГАРО Ф.226Оп.2Д.4880
18. Агафонов А.И. История Донского края (16 – первая половина 19 в. Исторические источники и их изучение). Ростов-на-Дону. Изд. «Приазовский край» 2001.
19. Кугатов К. Исторический очерк, на основе рукописей рода Ефремовых.
20. Корягин С.В. Генеалогия и семейная история Донского казачества. Ефремовы и другие. М. 2002
21. Кириллов А. Старочеркасский женский монастырь Донской епархии. Новочеркасск 1879
22. Шишов А.В. 100 великих казаков. М.: Вече 2007
23. Попов Х. Войсковой атаман войска Донского Данило Ефремович Ефремов. Донской вестник 1867
24. Астапенко М. Донские казачьи атаманы. Исторические очерки-биографии (1550-1920гг.) Ростов-на-Дону. Гефест 2002
25. Римский С.В. Православная церковь и государство в 20 веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. Ростов-на-Дону 1998
26. Савелов Л.М. Донские дворянские роды. Выпуск первый. М. 1902
27. Лосева-Постникова М.М. Исторические записки. Т.60 1957
28. Донской временник. Год 2006-й. Ростов-на-Дону 2005
29. Савельев Е. Крестьянский вопрос на Дону. Исторический очерк. 1917
30. Номикосов С. Статистическое описание области войска Донского. Новочеркасск 1884
31. Памятная книжка области войска Донского на 1914 год. Новочеркасск 1914
32. Донская церковная старина. Выпуск первый. Новочеркасск 1906
33. Донские епархиальные ведомости. 1907, 1909.
34. Малыхин К.Г. История Донского края. М.- Ростов-на-Дону 2006
35. Список населенных мест Области войска Донского по переписи 1873 года. Новочеркасск 1875
36. Алфавитный список населенных мест Области войска Донского. 1915
37. Поселенные итоги переписи 1926 г. по Северо-Кавказскому краю. Изд. Ростов-на-Дону 1929


   Экскурсии по теме  
  • Сокровища Донских степей

Ростовский областной музей краеведения


  • От древнейших поселений до казачьего городка

Раздорский этнографический музей-заповедник


  • Приазовье в геологическом прошлом
  • Древняя история Приазовья
  • Приазовье в эпоху средневековья

Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник

   Рекомендуем!  

На сайте Старые донские дороги Евграфа Савельева опубликованы уникальные книги, написанные в начале XX века. По широте охваченного материала это исследование о происхождении казаков и об их месте в истории русского народа не имеет себе равных —  ибо это не только изучение трудов древних историков - это так же и повествование очевидца многих событий. Е.П. Савельев сообщает такие подробности об обычаях и преданиях донских казаков начала прошлого века, которые современному читателю будет трудно найти в других источниках.

Кто такие казаки? Потомки беглых крепостных, одно из сословий старой России, как обычно утверждает академическая наука? Или их предки испокон веков жили в тех же самых краях - на Дону, на Кубани?..
Историк казачества, писатель и краевед Евграф Петрович Савельев, привлекая колоссальный по объему фактический материал, со страстью и убежденностью истинного патриота доказывает, что культура казачества во многих своих проявлениях уходит в глубины тысячелетий, что казаки - не случайные пришельцы на своей земле.
------------------
Редакция портала Донские зори рекомендует  данные материалы для внимательного изучения и осмысления...

Все произведения Е.П.Савельева на портале Донские зори публикуются с официального разрешения правообладателей.

   Новинка!  

Павловская крепость

Павловская крепость


Проект
«Затерянный мир»

историко-этнографический комплекс Затерянный мир

Историко-этнографический комплекс «Затерянный мир», созданный силами специалистов РРОО «Донское археологическое общество», 


Проект
«Донская Троя»

Левенцовская крепость - Донская Троя

Концепция развития экскурсионно-туристической зоны Ливенцовского археологического комплекса


Мы начинаем публикацию
монографии Станислава
Никифоровича Братченко

Левенцовская крепость.
Памятник культуры
бронзового века

Левенцовская крепость - Донская Троя

Впервые в Интернете опубликованы материалы о уникальном памятнике бронзового века, пока ещё существующему на территории города Ростова-на-Дону — Донской Трое — Левенцовской крепости...


На портале опубликована книга
Веры Алексеевны Ларенок

Меотские древности
или рассказ о древних 
жителях Ростова

   Сайты-партнеры  

http://www.south-archaeology.com/

Официальный сервер некоммерческого партнерства ЮЖАРХЕОЛОГИЯ, г. Ростов-на-Дону

http://sarkel.ru

Сайт по истории и археологии с великолепной подборкой статей.

Реклама:
История | Археология | Религия | Казачество