История * Ефремово-Степановка Вход
   Статьи по теме  

В.А. Ларенок Меотские древности или рассказ о древних  жителях Ростова

Заселение нижнего Дона и Приазовья от киммерийцев до казачества

Т. A. Скрипник. Амазонки в античной традиции

E.E. Фиалко. Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам

Е. П. Савельев. Археологические очерки Дона. Выпуск ІІ-й. Городища дельты Дона. Часть I. Река Танаис

Е. П. Савельев. Амазонки. Глава из книги История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях. Часть І. Предки казачества. Из Главы VII.

М. И. Артамонов. Средневековые поселения на Нижнем Дону

В.А. Ларенок, П.А. Ларенок. Некоторые черты погребального обряда некрополя Кобякова городища первых веков н.э.

А. Сидоров. Краткая история донского казачества

Е. П. Савельев. Типы Донских казаков и особенности их говора

М.И. Крайсветный. О роли народов Кавказа в раннем этногенезе донского казачества


   Лента путешествий  

 Без приключений
 Зимнее Провалье
 Елань моей мечты
 Жёлтая река
 У подножья белых гор
 Завтра будет весна
 На границах времён
 Хутор Дубовой. Век спустя
 Новые просторы
 Чудесное Мержаново
 Вдоль Кадамовки
 Сквозь ливни
 По донскому займищу
 В Чертково на кулички
 Пляжный отдых в Цимлянске
 Тайна камней Лепетюхина
 Утро на Песковатке
 Белая балка
 Ледяной туман
 Осеннее тепло
 Осенняя рыбалка на Дону
 Река, вода, гора
 По грязи к скалам
 На песчаном перекате
 Жаркий полдень – плоский свет
 Бросок по Левобережью
 Майский калейдоскоп
 Весенний марафон
 Воскресный день в Гуково
 Мечта сбывается
 Осень на Калитве
 Снежная поездка
 На двух колесах по тракту
 Прямоликие Криворожья
 Мелеховская. Утро туманное...
 Мелеховская. По станице
 Осень среди скал
 Вечерняя прогулка
 Ночь на Чиру
 Каменная балка
 Мелиховская - Пухляковский
 Вёшенская. Лето-2011
 По берегам Калитвы
 На реке, на Быстрой
 Май у Авиловых гор
 Хутор Ленин
 Кости скифа
 Весенняя лихорадка
 Балка Дубовая
 Хутор Богачев
 Лёгкое дыхание зимы
 Просто на память
 Осень в пойменном лесу
 Грибы Донских степей
 Верхний Попов и Дядин
 Балка Западная
 Степная река Кагальник
 Скалы, гроты и красоты
 На древних просторах Подонья
 Волошинский пруд
 Станица Бессергеневская
 Каменская астроблема
 Золотые Горки
 Парамонов — Степной Кут
 Мелиховский юрт
 Парамонов: образцовая улица
 Верхнедонской район
 Большая Белая Круча
 Вот и зима...
 Зимний лес
 Фотоэкстрим +40
 Атаманское лесничество
 Вячеслав — Парамонов
 По балкам и родникам
 Хутор Донской Государев
 По каналам Левбердона
 К истоку Аксайки
 Туманы реки Калитвы
 Лысогорка в мае
 Мусорный ветер
 Весна Сухого Несветая
 Степь да степь кругом
 Выезд на грани весны
 Три Брата и Шар желаний
 Кагальницкие плавни
 Рыба горячего копчения
 Синий курган
 Рождественские катания
 Городищенская лесная дача
 Жемчужина Северского Донца
 Донбасский коктейль
 Да, скифы мы...
 Остров Куркин
 Галопом по Калитве
 Раздорские склоны. Ч.3
 Раздорские склоны. Ч.2
 Раздорские склоны. Ч.1
 В тоннелях Большого Лога
 Фотоэкстрим
 О камнях и не только... Ч.2
 О камнях и не только... Ч.1
 Тайны горы Городище
 Верхний Дон: от М до М
 Каменный
 Кундрюченский анабазис
 Вброд и вперёд!
 Дорога в никуда
 Морская — Мержаново
 Рыбалка на Верхнем Дону
 Три дня вдоль Тузлова
 На склонах Мержаново
 Фидер за третьей косой
 Затерянный мир
 Большой Камень
 Прогулка по Белому Каньону
 Другая гора Городище
 Донец. Рыбалка в октябре
 За судаком и щукой
 Река Сухая
 Каменное поле - отгадки
 По следам метеорита
 Дикий мир Моря
 Типичные кучугуры
 Гребля и Море
 Владимировский карьер
 Большая Излучина Дона
 Загадки каменного поля
 Дикие камни горы Городище
 Белая Калитва. Две Сестры
 Белая Калитва. Пигарька
 Вдоль Дона на велосипеде
 Ростовский Стоунхендж
 Лучшая осенняя рыбалка
 Аксай. Таможенная застава
 Старочеркасск. Ратная церковь
 Старочеркасск. Колокольня
 В ноябре под Багаевкой. Ч.1
 В ноябре под Багаевкой. Ч.2
 Старочеркасск. Собор
 Ночь на Дону
 В Манычскую за рыбцом
 Вёшенские хождения
 Вёшенская. Часть 3
 Вёшенская. Часть 2.
 Вёшенская. Часть 1.
 Крынка
 Путешествие в Багаевку
 Путешествие в Лысогорку
 Богудония
 Кобякова балка
 Прогулка по Зелёному острову


 История Донского края
 
   Слобода Ефремово-Степановка  

Из исследования Н. М. Скринниковой:  Историческое и религиозное развитие слободы Ефремово-Степановка. М., 2009

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4
 

На духовное развитие сельчан слободы оказывала влияние церковь. В октябре 1774 г. в Степановке освящена церковь с одним престолом во имя Святого Апостола Первомученника и Архидиакона Стефана, «зданием деревянная, подложена камнем, крепка …холодная. Утварью довольна. С построения сей церкви находится один священник с диаконом и два причетника»./Ф.226Оп.2Д.4880/

Главной строительницей храма была Меланья Карповна, жена Степана Ефремова, пожертвовавшая от себя все украшения. /21,с.47/ Кроме деревянной сторожки при храме других зданий нет, нет и земли. Священники пользуются «чрезполосно весьма маленьким количеством земли, не больше 30 десятин, живут же своими трудами посредственно». В 1796 г. прибавлен полный второй штат, а в 1860 г.открыт третий штат./Ф.226Оп.2Д.5298/

В Клировых ведомостях за 1871 г. говорится, что в слободе в 1864 г. построена кирпичная церковь на месте старой деревянной, которая была продана в один из хуторов, где и стоит «поныне». В церкви два престола: Первомученника Апостола и Архидиакона Стефана и свт. Николая Чудотворца.

«Земли, при сей церкви, особо отмежеванной нет, а равно капиталов и хозяйственных заведений. На территории церкви — караулка и училище для безвозмездно обучающихся прихожанских детей, зданием кирпичная, выстроенная на средства владельцев Ефремовых, содержится за счет Волостного Правления. Обучает учитель иногороднего ведомства, под наблюдением св. Стефана Гринева, чтению гражданской и церковной печати, чистописанию и первоначальным действиям арифметике.Св. Стефан Данилович Гринев (отец убитого большевиками о. Иоанна Гринева) – священнический сын казачьего происхождения, по окончании курсов наук в Воронежской Духовной семинарии в 1845 г. уволен в Епархиальное ведомство с аттестатом 1-го разряда, а 17 марта 1846 г. Преосвященнейшим Игнатием Архиепископом Донским и Новочеркасским рукоположен на настоящее место во священника. В 1852 г. Епархиальным начальством избран был депутатом, в 1855 г. определен в должность благочинного. В 1856 г. награжден набедренником, с 1857 г. имеет бронзовый наперстный крест на Владимирской ленте в память войны 1853 – 1856 гг. и в память той же войны имеет светлобронзовую медаль на Андреевской ленте. 21 июля 1861 г. назначен цензором катехизических поучений, в 1863 по собственному прошению из-за болезни уволен от исправления должности благочинного с изъявлением признательности за труд. В 1867 г. за ревностное и усердное прохождение возложенных на него должностей Всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой скуфьей с выдачею свидетельства. В 1868г. 14 мая утвержден старшим священником при своей церкви, в 1860 г. утвержден духовником и цензором проповедей по Большинскому благочинию, грамоту имеет. Сын Иоанн обучается во втором классе Усть-Медведицкого училища на содержании родителя. Отец Николая Григорьевского – дьячок Иосиф Афанасьевич Григорьевский – пономарский сын, духовного происхождения, по исключению из высшего отделения Зотовского Духовного училища 19 октября 1861 г. определен к сей церкви и 14 июля 1863 г. Высокопреосвященнейшим Иоанном Архиепископом Донским и Новочеркасским посвящен в стихарь, а в 1864 г. в диакона». /9,с.93/

Кирпичная церковь была построена на средства владельца войскового старшины Александра Николаевича Ефремова с братьями.

Старая фотография храма в Ефремово-Степановке
Таким был храм в Ефремово-Степановке. Фотография из семейных архивов ефремово-степановцев

Церковь в Ефремово-Степановке
Современное состояние легендарной Ефремово-Степановской церкви. Фото Елизаветы Басовой

Церковь «с деревянными сводами, кирпичной колокольней, покрыта листовым железом, ограда вокруг кирпичная и по числу прихожан поместительна». /7,с.90/ По штату при церкви положено 3 священника, 1 диакон и 3 псаломщика. «Так, у Иоанна Гринева – священника, дом был деревянный, крытый железом и находится в его собственности; у диакона Николы Григорьевского тоже дом находится в его собственности каменной постройки, крытый железом; у Александра Каменникого дом каменный крытый соломой, а остальные члены причта имеют квартиры по найму. На содержание священнослужителей определенного жалования нет, а пользуются они доходами от прихожан и процентами с 500 руб. причтового капитала. Здания, принадлежащие церкви: сторожка кирпичная средних размеров, крытая железом, находящаяся в юго-западном углу церковной ограды, и такого же размера и материала другое здание в северо-западном углу церковной ограды, в последнем женская церковноприходская школа». /8,с.7/ В Клировой ведомости за 1892 г. говорится, что на средства купца Саввы Антипова-Толкачева построен третий престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (возможно это связано с тем, что в 60-х годах 19 в. на кринице была обретена икона «Всех скорбящих Радость»). Служители уже пользовались землей отведенной владельцами Ефремовыми в количестве 198 десятин с 1866 г.. С 1883 г. земля была отобрана и сдана в арендное содержание. В 1890 г. появляется первый «капитал при церкви». Вдовою есаула Е.И.Слюсаревой внесена облигация в пользу причта на вечное поминовение сына ее генерал-майора Николая Слюсарева. /Ф226Оп19Д311/ С осени 1892 г. по духовному завещанию купца Саввы Антипова-Толкачева его наследниками отведено в пользу причта 35 десятин земли из участка на Белом Колодезе, с тем, чтобы причтом совершался вечный помин за упокой Саввы и жены его Матроны и их родителей. В марте 1992 г. Саввой Антиповым-Толкачевым внесены 500, а затем 300 руб. на ремонт церкви за право погребения его с женой в церковной ограде. Деньги хранятся в сберегательной кассе Государственного банка в ст. Каменской. /Ф226Оп3Д9736/

Церковь в Ефремово-Степановке
Архитектура Ефремово-Степановской церкви. Фото Елизаветы Басовой

В церковно-административном отношении Область войска Донского входит в состав двух епархий, подчиненных архиепископу Донскому и Новочеркасскому, и епископу Екатеринославскому и Таганрогскому. В состав последней епархии входит часть округа Таганрогский и Ростовский. В учебном отношении область входит в состав Харьковского учебного округа. /31,с. не указана/

Церковь в Ефремово-Степановке
Современное состояние легендарной Ефремово-Степановской церкви. Фото Бориса Панасюка

Положением о начальных народных училищах Высочайше утвержденным от 14 ноября 1864 г. православное духовенство почти совсем отстранялось от школьного народного учительства, духовенству было предоставлено всего лишь 2 урока в неделю по Закону Божьему. /32,с.149/ Но уже в 1879 г. Комитетом министров единогласно было высказано, что духовно-нравственное развитие народа, не может быть достигнуто без предоставления духовенству преобладающего участия в заведовании народными школами.

Церковная школа, с получением значительных материальных средств численно стала умножаться. Особенно важные последствия для церковных школ имели два обстоятельства: обнародование правил о школах грамоты, которые были Высочайше утверждены 4 мая 1891 г., и издание Училищным Советом при Св. Синоде по удешевленной цене наиболее подходящих для церковной школы учебников и учебных пособий, книг для внеклассного чтения, для учительских и народных библиотек, для народного чтения. /32,с.154/

В 1877 г. в приходе слободы Ефремово-Степановка открыто двухклассное министерское училище, которое относится к 1-му участку Донецкого округа. Инспектором народных училищ 1-го участка был Артур Дитрихсон, председателем Донецкого окружного училищного совета был предводитель дворянства Донецкого округа статский советник Петр Федорович Ефремов, его помощник – отставной есаул Алексей Иванович Ефремов./31,с.154/

В министерском училище (с ремесленным отделением) «учатся 175 мальчиков и 13 девочек. Законоучителем состоит священник Алексей Григорьевич Предтеченский, который за три ежедневных урока получает 150 руб. в год. Заведующий училищем учитель Федор Васильевич Егоров, 2-ой учитель Алексей Александрович Жданов, 3-ий учитель Евфимий Алексеевич Сакменов, преподаватель гимнастики Петр Худоерков. Октября 1886 г. открыта церковноприходская школа, в 1897 г. она переименована в женскую, в ней учатся 53 девочки. Заведующий и законоучитель священник Алексей Предтеченский, а учительница Мария Иосифовна Григорьевская. В ноябре 1889 г. открыта школа грамоты, а в 1904 г. она закрыта. Заведующим состоял священник Иоанн Гринев, а учительницей Надежда Колесникова. В ноябре 1896 г. в слободе Ефремово-Степановка открыта 2-ая церковноприходская школа, в ней обучалось126 мальчиков и 37 девочек. Заведующим и законоучителем состоит настоятель священник Платон Иоаннович Евфимьев, 1-м учителем диакон Николай Григорьевский, 2-м учителем Иван Михайлович Толкачев, помощником псаломщик Дорошев. /10,с.91/

В журнале «Епархиальные ведомости» в отчете Донского отдела Императорского Православного Палестинского Общества за 1904, 1905 и 1906 годы говорится: «чтения о святой земле с особенным усердием ведены были священниками слободы Ефремово-Степановской в здании церковно-приходской школы». /33,с.189/ В августовском номере за 1909 г. описывается страшный пожар в слободе 13 августа в 12 часов дня, который «уничтожил до основания 7 крестьянских дворов. Сгорело все! … Ничего не уцелело от крестьянского достояния. Помощь можно направлять или в редакцию, или на имя настоятеля церкви сл. Степановки Ефремовой. /33,с.668/

Большинство священников определялось из казаков, а дети их обязательно оставались в казачьем звании. Главным образом, войсковая власть наблюдала за поведением духовенства, требовала его к ответу за проступки, или возбуждала перед епархиальной властью дела по поводу этих проступков. Войсковой атаман Данило Ефремов хорошо определил характер своих отношений к духовенству, сказав в донесении епископу Воронежскому Феофилакту: «ежели бы не мое с войском Донским смотрение было, то бы всеконечно многие священники могли быть в неисправности». /32,с.47/

Войсковая традиция вплоть до времен Советской власти делила духовенство местных приходов на две категории: казачьего происхождения и иногороднего. От того, к какой из них относилось духовное лицо, зависело его благосостояние, быт, личные права. Приходское духовенство казачьего происхождения так и не стало замкнутым сословием. По войсковой традиции его семьи считались казачьими, а не духовного сословия, и если дети мужского пола не становились служителями церкви, они наравне с прочими сверстниками шли на службу в казачьи полки. /25,с.277/

Казачьего происхождения был священник Иоанн Стефанович Гринев, «протоиерейский сын, родился в слободе в 1859 г. и закончил 1-й класс Донской Духовной семинарии в 1877 г. В течение трех с половиной лет был учителем в Сыскарской народной школе от 1878 по 1881. По прошению его отца определен псаломщиком в Стефаноархидиаконскую церковь слободы Ефремово-Степановской. Посвящен в стихарь в 1882 г. По его прошению перемещен к Иоаннобогословской церкви поселка Колышки и назначен учителем в Колушанскую церковноприходскую школу в 1886 г.. За пожертвование в эту школу 50 руб. получил архипастырскую благодарность. Рукоположен в священники всей Стефаноархидиаконской церкви в 1890 г. За отличную службу по духовному ведомству награжден набедренником в 1900 г. 20 января». /10,с.93/

«Диакон Николай Иосифович Григорьевский из духовного звания иногороднего происхождения, родился в слободе Ефремово-Степановской Донецкого округа 1870 г. 24 мая. По увольнении из 1-го класса Донской Духовной семинарии епархиальным начальством был определен сверхштатным псаломщиком в церкви сл. Ефремово-Степановка в 1886 и определен помощником учителя Ефремово-Степановской школы грамоты в 1888 г.. По прошению Донского епархиального начальства определен псаломщиком в Архангельской церкви сл. Нижнеольховой-Позднеевой и учителем местной школы в 1889 г.. Высокопреосвященнейшим Афанасием Донским и Новочеркасским посвящен в стихарь в 1897 г., рукоположен в диакона Крестовоздвиженской церкви сл. Скосырской с назначением его учителем местной церковноприходской школы в 1898 г.. По прошению Высокопреосвященнейшего Афанасия Донского и Новочеркасского переведен к Стефаноархидиаконской церкви сл. Ефремово-Степановской в 1899 г., состоит 1-м учителем 2-ой Ефремово-Степановской церковноприходской школы. 7 октября 1900 г. Всемилостивейше пожалован серебряным медальоном за усердие по школе, имеет грамоту. В семействе у него жена Пелагея Михайловна …». /10,с.93/

О. Иоанна Гринева и о. Николая Григорьевского зимой 1919 г., надев тяжелые камни на шеи, красноармейцы утопили в реке. На следующий день их тела нашли женщины, пальцы у батюшек были сложены перстом. Старики помнят, что их тела везли на телеге в сторону центрального кладбища, место погребения о. Иоанна и о. Николая пока неизвестно.

16 июня 1937 г. арестовали священника сл. Ефремово-Степановки Родионова Николая Ивановича. По рассказам родных, он отказался провести атеистическую лекцию перед жителями слободы. «Согласно материалам прекращенного архивного уголовного дела №46999 в отношении Родионова Н. И., хранящегося в Управлении ФСБ РФ по Ростовской области, установлено следующее: Родионов Н.И. 1885 г. рождения уроженец слободы Ефремово-Степановка Колушкинского района Азово-Черноморского края (ныне Тарасовский район Ростовской области) русский, гражданин СССР, образование среднее, беспартийный, женат, на момент ареста служитель культа священник, проживал по месту рождения, был арестован 16 июня 1937 г. Колушкинским райотделом НКВД по обвинению в том, что являлся активным участником контрреволюционной повстанческой организации на Дону, подготавливал контрреволюционные повстанческие кадры, вел контрреволюционную агитацию, был связан с активными участниками контрреволюционной организации. На основании этого недоказанного обвинения Постановлением Тройки УНКВД по АЧК от 8 августа 1937 г. он был приговорен к расстрелу. Постановление Тройки было исполнено 12 августа 1937 г. в г. Ростове-на-Дону».

Из протокола допроса известно, что до 1914 г. Родионов Н.И. народный учитель, затем священник; он женат, имеет троих сыновей. Из рассказов его правнука известно, что Николай Иванович с женой учительствовали в Сибири по программе Столыпина.

Протокол допроса:
«Вопрос: Вы обвиняетесь в том, что вы состояли в повстанческой контрреволюционной организации, признаете это?
Ответ: Я это отрицаю. В контрреволюционной организации я никогда не состоял, никакой работы против Советской власти не вел.
Вопрос: Знаете ли вы священника Верещена?
Ответ: Совершенно не знаю.
Вопрос: А Фолиминова священника знаете?
Ответ: Не знаю.
Вопрос: Что вам известно о контрреволюционной повстанческой организации?
Ответ: Повторяю, что я ничего не знал и не знаю о наличии контрреволюционной организации, сам лично контрреволюционной работой не занимался».

После того, как 24 января 1919 г. Оргбюро ЦК РКП(б) было принято Циркулярное письмо, подготовленное Я.М. Свердловым, известное как директива о расказачивании, начался массовый террор на Дону. В директиве говорилось о необходимости проведения массового террора против богатых казаков и об их поголовном уничтожении. Всех казаков, принимавших участие в вооруженной борьбе с советской властью, предписывалось уничтожить. Участников же было немало, так как по решению Круга спасения Дона практически все казаки были мобилизованы в Донскую армию и принимали активное участие в войне с большевиками. Казаков рубили шашками и кололи штыками, расстреливали и топили в прорубях, убивали за ношение орденов, полученных в боях за Россию, за ношение формы. В станицах Казанской и Шумилинской за 6 дней расстреляли 400 человек, в станице Вешенской расстреляли 600 человек. За каждого убитого красноармейца расстреливали 100 человек заложников.

Ответом на антиказачью политику стало восстание казаков в Верхне-Донском округе 12 марта 1919 г.. В восстание втянулась большая масса казачьего населения Верхнедонья. /17,с.146/

Несмотря на то, что в Степановке основная масса населения не казачьего происхождения, народ восстал. После разгрома большевиков священники отслужили молебен. Когда красноармейцы вновь подошли к слободе, стариков, женщин и детей с обозами отправили в сторону Позднеевки. Большевики порубили сопротивлявшихся мужчин, потом, догнав обозы, стариков, женщин и детей. Тела повстанцев побросали в глубокую Горновскую балку. После окончания гражданской войны в Степановской слободе числилось 3245 жителей, до революции проживало более 10000 человек. Слобода стала центром сельсовета в составе Криворожского района Донецкого округа Северо-Кавказского края. На тот момент в Степановке числилось 10 мельниц, маслобойка, 11 мелких промышленных предприятий, 3 колодца, действовали 2 школы первой ступени, библиотека, детский дом, 2 парторганизации.

В 1924 г. закрыли храм, 26 июля 1935 г. сняли колокола. На примере семьи Лидии Семеновны Могилевской (1930 г.) можно представить, как нелегко проходила коллективизация в слободе. Отца Лидии Семеновны за отказ вступать в колхоз посадили, а мать с девятью детьми выгнали на улицу в начале марта, ни соседям, ни родной бабушке не разрешали принять в дом даже грудных младенцев. Больше недели жили на улице, четверо детей умерли, когда об этом рассказали отцу, он согласился вступить в колхоз, только тогда семья вошла в дом. Лидия Семеновна родилась и выросла возле криницы, «на улице ни одна дитина не болела, несколько раз на дню бегали на криницу, купались, смотрели, что дедушка (о. Михаил) делает. Он или читал, или писал, ходил радостный, в черном, в скуфеечке, сгорбленный».

О. Михаил вырыл себе землянку возле криницы и там жил. Об о. Михаиле рассказали его родные: Михаил Дерезуцкий 1878 г. жил в хуторе Терновка под Миллерово, все родственники похоронены там, у него была большая семья — девять детей. С разрешения своей жены Анны, он принял постриг в монастыре и остался жить около криницы. Клавдия из Большинки (1914 г.) рассказала, как о. Михаил исцелил ее сестру: «Раньше на криничке было много народа. Шли из Большинки до Степановки пешком, пока шли, прочитывали три акафиста. Привезла на коляске больную сестру, она несколько лет не ходила ногами. Старчик подошел и спросил: «Что сестренка болят ножки?» Заставил ногами стать в воду, сам долго молился. Домой сестра пошла сама».

Несколько лет тому назад в храм приходила старушка, ей было 95 лет (кто она, я не узнала), она рассказала, что ее мать длительное время была неподвижна, ее на носилках принесли в землянку к о. Михаилу, он целый день молился над ней и вечером она самостоятельно пошла домой.

Лидия Семеновна Могилевская говорит, что о. Михаил долго не болел, лег и умер. Завещал похоронить у криницы.

Место упокоения отца Михаила близ Криницы
Здесь похоронен о. Михаил. Фото Бориса Панасюка

На кринице ежегодно, на 10-ю пятницу после Пасхи совершается молебен, съезжается много народа. Старики рассказывают, что раньше со всех сторон к криничке сходились крестные ходы, шли с хоругвями, с пением. Старожилы говорят – «это наш престол», на кринице трижды являлась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Рассказывают, что от дедов слышали, когда собирались строить храм в слободе, совершали молебны, чтобы Господь указал место под постройку, и над криницей явилась на облаке Богородица. Кирилл Кугатов описывает следующее событие: «22 мая 1907 г. по слободе распространились слухи о богоявленной иконе. В тот день была отслужена праздничная обедня в честь престольного праздника Святителя Николая Чудотворца. Отец Иоанн Гринев произнес проповедь: «Православные христиане, великая радость пришла к нам от Господа, в кринице, в Горнах оказалась богоявленная икона Святого Николая Угодника. Со стороны нас, священников вашего прихода – о. Николая, о. Исаака и меня о. Иоанна просьба к вам, рабы Божии, принять участие в крестном ходе до криницы, поклониться богоявленной иконе».

Святая Криница
Святая Криница. Фото Бориса Панасюка

В сопровождении священников, диакона, певчих с хоругвями на криницу прибыло множество народа. У криницы уже сидели блаженные Стратон, Варфоломей, Сережа Кукурика, Митрофан Дорошкин, Мытя Криворожский, Гаша и др. Икону достали из воды и установили на столике, накрытом ковровой шалью. После молебна икону отнесли в церковь для обозрения и поклонения». /19,с.239/ До войны на кринице была деревянная голубая часовня «как церковь», в ней находилось много икон. За одну ночь часовню разобрали, ничего не осталось.

С 8 декабря 1944 г. по 30 мая 1962 г. в слободе существовал Никольский молельный дом. «9 декабря 1944 г. Исполкомом Колушкинского Райсовета депутатов трудящихся была передана по типовому договору под молитвенный дом церковной общине сл. Ефремово-Степановки – сторожка, находящаяся в 20 м от районного Дома Культуры. В настоящее время заканчивается реконструкция и вводится в эксплуатацию районный Дом Культуры (бывшая церковь) и нахождение рядом молитвенного дома крайне нецелесообразно. Считая далее совершенно невозможным содержание молельного дома церковной общины рядом с Домом Культуры. Исполком Райсовета просит оказать содействие в переселении церковной общины в другое помещение». Священник Сыроваткин Мефодий Абрамович и члены церковного совета Недодаев Ф.П., Абросимов П.А., Хитайленко И.И. написали письмо на имя Хрущева с просьбой передать церковь в распоряжение общины: «Наша община верующих зарегистрирована 2 апреля 1945 г., на что имеется справка, выдана 7 февраля 1950 г. за №108. Выдана Уполномоченным Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Ростовской области Амарантовым. В то время церковь была засыпана хлебом, а теперь ее не отдали общине верующих и стали переоборудовать под Клуб. Согласно Государственного распоряжения 1943 г., где было указано все: церковь и подцерковные дома и церковное имущество принадлежит общине верующих, а служба производится в тесной маленькой подцерковной сторожке, которая непригодна для совершения службы. Просьба передать церковь в распоряжение общины верующих.30.9.1955». Просьба не была удовлетворена.

В декабре 1955 г. Исполком Колушкинского Райсовета обратился с просьбой оказать содействие в переселении Ефремово-Степановского молитвенного дома из помещения бывшей сторожки в дом, принадлежащий общине верующих, купленный в июне 1953 г. под молитвенный дом, но используемый под квартиру священника. «Если этого не предоставляется возможным сделать в настоящее время, то просим разрешить переселить молитвенный дом в хутор Горны в равноценное здание, принадлежащие Райисполкому, т. к. в основном верующие проживают на территории х. Горны». «Равноценным зданием» добротной кирпичной сторожке стал покосившийся саманный дом, крытый соломой.

Св. Сыроваткин М.А. 1881 г. рождения, окончил четырехклассное Реальное училище, с 1891 по 1930 г. работал в хуторе Кривцове Радченского района Воронежской области, выбыл из Мигулинского совхоза, где проживал у дочери. О. Мефодий обращался с просьбой присоединить к Николаевскому молебному дому села, в которых должен исполнять требы: Колушкино, Сергеевка, Большинка, Шарпаевка. Епархиальное Управление от 31 августа просило удовлетворить прошение настоятеля Никольского молитвенного дома. «Священнику Сыроваткину местные гражданские власти запрещают совершать религиозные обряды в прилегающих хуторах прихода при вызовах». 26 ноября 1957 г. настоятелем Никольской общины был назначен Парников Семен Никанорович, о. Мефодий Сыроваткин был назначен благочинным Мечетинского округа. Церковный совет состоял из 20 человек: Плешаков Т.А.(1881 г.) – староста, Недодаев Ф.П. (1871 г.) – казначей, Задорожный А.Л. (1882 г.) – помощник казначея. 10 июля 1958 г. архиепископом Ростовским и Новочеркасским Флавианом переведен с должности настоятеля Вознесенской церкви слободы Ольховый Рог на ту же должность к Никольскому молитвенному дому Шумейко Павел Григорьевич. В 1960 г. о. Павел был отправлен за штат.

9 марта 1961 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский Иннокентий назначил настоятелем Никольского молитвенного дома Пономарева Алексея Яковлевича. А уже через год, 21 февраля 1962 г. объявили, что религиозное общество является слабым. В 1959 г. крещений – 19, венчаний не было, погребений – 7, но еще о. Мефодию Сыроваткину запрещали исполнять требы при вызовах. Указывают на то, что молитвенное здание саманное, крытое соломой, находится в аварийном состоянии. Из письма члена церковного совета Хитайленко: «…у нас все документы забрали и теперь выгоняют из церковного помещения, там находятся иконы, ризы и другое имущество. Сказали не хотите по-хорошему уходить, будет по плохому».

Решением Миллеровского райсовета от 14 ноября 1961 г. здание молитвенного дома, как находящееся в аварийном состоянии постановили сломать и снести. 17 марта 1962 г. произведен прием и передача церковного имущества общины. Благочинный Тарасенко докладывает Уполномоченному по делам РПЦ при Совете Министров СССР по Ростовской области тов. Политико, что в его присутствии 18 мая 1962 г. произведена передача молитвенного дома Миллеровскому райисполкому. Все имущество было на квартирах верующих.


Часть 1 | Стр. 2 из 4 | Часть 3

© 2011 Наталия Скринникова, текст
© 2011 Борис Панасюк, фотографии
© 2011 Портал Донские зори, публикация


Литература.
1. Областное по крестьянским делам присутствие. ГАРО Ф.213Оп.1Д.75
2. Дело о топографической съемке довольствия сл. Степановки и поселка Колушкино и Сергеева, принадлежащие подполковнику Н.С.Ефремову. ГАРО Ф 429 Оп.1 Д.1497
3. ГАРО Ф 429 Оп.1 Д. 1497 л. 18
4. ГАРО Ф 429 Оп.2 Д.8 л. 28
5. Уставная грамота сл. Степановка наследников подполковника Ефремова. ГАРО Ф 213 Оп. 4 Д. 6
6. ГАРО Ф 213 Оп. 1 Д. 281
7. Клировые ведомости. ГАРО Ф 226 Оп. 3 Д. 11271
8. ГАРО Ф 226 Оп. 3 Д. 8117
9. ГАРО Ф.226Оп.2Д.6339
10. Клировые ведомости. ГАРО Ф 226 Оп. 3 Д. 10810
11. ГАРО Ф.226Оп.19Д.311
12. ГАРО Ф.226Оп.3Д.9736
13. ГАРО Ф.4173Оп.4Д.102 Дело о Никольском молельном доме.
14. ГАРО Ф.2Оп.1Д.211
15. ГАРО Ф.4173Оп.5Д.21 Сведения об особо чтимых местах, чудесных иконах и кликушах в благочинных округах, отдельных приходах Ростовской области за 1959 год.
16. ГАРО Ф.4173Оп.5Д.11
17. ГАРО Ф.226Оп.2Д.4880
18. Агафонов А.И. История Донского края (16 – первая половина 19 в. Исторические источники и их изучение). Ростов-на-Дону. Изд. «Приазовский край» 2001.
19. Кугатов К. Исторический очерк, на основе рукописей рода Ефремовых.
20. Корягин С.В. Генеалогия и семейная история Донского казачества. Ефремовы и другие. М. 2002
21. Кириллов А. Старочеркасский женский монастырь Донской епархии. Новочеркасск 1879
22. Шишов А.В. 100 великих казаков. М.: Вече 2007
23. Попов Х. Войсковой атаман войска Донского Данило Ефремович Ефремов. Донской вестник 1867
24. Астапенко М. Донские казачьи атаманы. Исторические очерки-биографии (1550-1920гг.) Ростов-на-Дону. Гефест 2002
25. Римский С.В. Православная церковь и государство в 20 веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. Ростов-на-Дону 1998
26. Савелов Л.М. Донские дворянские роды. Выпуск первый. М. 1902
27. Лосева-Постникова М.М. Исторические записки. Т.60 1957
28. Донской временник. Год 2006-й. Ростов-на-Дону 2005
29. Савельев Е. Крестьянский вопрос на Дону. Исторический очерк. 1917
30. Номикосов С. Статистическое описание области войска Донского. Новочеркасск 1884
31. Памятная книжка области войска Донского на 1914 год. Новочеркасск 1914
32. Донская церковная старина. Выпуск первый. Новочеркасск 1906
33. Донские епархиальные ведомости. 1907, 1909.
34. Малыхин К.Г. История Донского края. М.- Ростов-на-Дону 2006
35. Список населенных мест Области войска Донского по переписи 1873 года. Новочеркасск 1875
36. Алфавитный список населенных мест Области войска Донского. 1915
37. Поселенные итоги переписи 1926 г. по Северо-Кавказскому краю. Изд. Ростов-на-Дону 1929


   Экскурсии по теме  
  • Сокровища Донских степей

Ростовский областной музей краеведения


  • От древнейших поселений до казачьего городка

Раздорский этнографический музей-заповедник


  • Приазовье в геологическом прошлом
  • Древняя история Приазовья
  • Приазовье в эпоху средневековья

Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник

   Рекомендуем!  

На сайте Старые донские дороги Евграфа Савельева опубликованы уникальные книги, написанные в начале XX века. По широте охваченного материала это исследование о происхождении казаков и об их месте в истории русского народа не имеет себе равных —  ибо это не только изучение трудов древних историков - это так же и повествование очевидца многих событий. Е.П. Савельев сообщает такие подробности об обычаях и преданиях донских казаков начала прошлого века, которые современному читателю будет трудно найти в других источниках.

Кто такие казаки? Потомки беглых крепостных, одно из сословий старой России, как обычно утверждает академическая наука? Или их предки испокон веков жили в тех же самых краях - на Дону, на Кубани?..
Историк казачества, писатель и краевед Евграф Петрович Савельев, привлекая колоссальный по объему фактический материал, со страстью и убежденностью истинного патриота доказывает, что культура казачества во многих своих проявлениях уходит в глубины тысячелетий, что казаки - не случайные пришельцы на своей земле.
------------------
Редакция портала Донские зори рекомендует  данные материалы для внимательного изучения и осмысления...

Все произведения Е.П.Савельева на портале Донские зори публикуются с официального разрешения правообладателей.

   Новинка!  

Павловская крепость

Павловская крепость


Проект
«Затерянный мир»

историко-этнографический комплекс Затерянный мир

Историко-этнографический комплекс «Затерянный мир», созданный силами специалистов РРОО «Донское археологическое общество», 


Проект
«Донская Троя»

Левенцовская крепость - Донская Троя

Концепция развития экскурсионно-туристической зоны Ливенцовского археологического комплекса


Мы начинаем публикацию
монографии Станислава
Никифоровича Братченко

Левенцовская крепость.
Памятник культуры
бронзового века

Левенцовская крепость - Донская Троя

Впервые в Интернете опубликованы материалы о уникальном памятнике бронзового века, пока ещё существующему на территории города Ростова-на-Дону — Донской Трое — Левенцовской крепости...


На портале опубликована книга
Веры Алексеевны Ларенок

Меотские древности
или рассказ о древних 
жителях Ростова

   Сайты-партнеры  

http://www.south-archaeology.com/

Официальный сервер некоммерческого партнерства ЮЖАРХЕОЛОГИЯ, г. Ростов-на-Дону

http://sarkel.ru

Сайт по истории и археологии с великолепной подборкой статей.

Реклама:
История | Археология | Религия | Казачество